Продовольствие в Россию из ближнего зарубежья: выгоды – обоюдные


Дальнее зарубежье всё быстрее устраняется с российского рынка продовольствия и сельхозсырья. Усиление этой тенденции в 2018-м было обусловлено не только российскими контрсанкциями и внутрироссийскими программами продовольственного импортозамещения, но и всё более активным ростом поставок продукции в РФ из других стран ЕАЭС и в целом бывшего СССР.

По оценкам экспертов Минсельхоза и ТПП РФ (ноябрь-декабрь 2018 г.), практически все прежние основные ниши продовольственного импорта из дальнего зарубежья более чем на 65% уже освоены ближним зарубежьем. Прежде всего, по плодоовощам и продуктам их переработки, свинине, баранине, продуктам птицеводства, масломолочным, кондитерским изделиям: в этих сегментах товарное замещение дальнезарубежного импорта ближним ныне превышает 70%.

Объем импортозамещения* по мясу свинины и домашней птицы

в регионе ЕАЭС (%)**

2012 год (факт) 2020 год (прогноз)
свинина 73 180
домашняя птица 90 102

* Совокупный импорт из дальнего зарубежья, стран Балтии, Грузии, стран СНГ вне ЕАЭС мяса свинины и домашней птицы

**включая взаимопоставки

Ист.: ФГБНУ Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2015 г.

По отдельным товарам ввиду известных географических условий эта доля ниже. Так, «ближние» поставки рыбы, продуктов ее переработки и в целом морепродуктов пока составляют максимум 35% в этом замещении. Но, по имеющейся информации, с 2016-2017 гг. быстро растет экспорт в РФ продукции среднего и высокого переделов рыбного сырья. Объем реализации в РФ рыбоконсервной продукции Армении и Казахстана  за 2015-2018 гг. увеличился более чем вдвое, Белоруссии – более чем в полтора раза. При этом максимальная доля рыбопродуктов глубокой переработки по-прежнему характерна для поставок белорусской продукции – свыше 75%.

В свою очередь, за истекшие четыре года санкций объем сбыта в РФ плодоовощной продукции из Азербайджана и других стран Закавказья (включая Абхазию и Южную Осетию) возрос в целом более чем вдвое; за тот же период имеет место почти двукратный рост объема совокупного сбыта в РФ мясных и масломолочных изделий Белоруссии. Набирает товарные обороты экспорт молочной продукции в РФ из Армении, Азербайджана. Как и сливочного масла и сливок / молокосодержащих спредов (в т.ч. маргарина и его производных) из Казахстана и Киргизии.

А, например, совокупный экспорт минвод, соков и сокосодержащих напитков в Россию из ближнего зарубежья за те же годы возрос едва ли не рекордно – почти втрое. Причем эти товары в РФ поставляют по нарастающей все страны экс-СССР. Схожие тренды в «ближних» поставках на российский рынок и в динамике их сбыта характерны и для других видов сельхсозсырья и готового продовольствия. А всё почему?

Среди главных причин, точнее стимулов упомянутых тенденций, отметим, во-первых, что означенные поставки, в отличие от дальнезарубежных, возможны и осуществляются в основном не по мировым, а по взаимосогласованным ценам. И отнюдь не обязательно при взаиморасчетах в западных валютах. Ибо всё в большей мере для расчетов в этой сфере используются нацвалюты, прежде всего российский рубль. А эти факторы тем более важны с учетом географической обширности и, соответственно, высокой потребительской ёмкости российского рынка. Это изначально гарантирует стабильно высокую востребованность в РФ ближнезарубежного сельхозсырья или готового продовольствия.

Во-вторых, известные геополитические интересы НАТО и ЕС в бывшем СССР отнюдь не сопровождаются увеличением закупок странами этих блоков сельхозпродукции постсоветских стран. В связи с чем многие эксперты и СМИ республик экс-СССР уже который год сетуют, что усиливающееся там политико-экономическое присутствие Запада и Турции вовсе не означает встречного открытия их рынков для продовольствия, да и других потребительских товаров. Лучшее, пожалуй, подтверждение такой ситуации – это ежегодные запросы Белоруссии, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, адресуемые российской стороне, насчет возможностей увеличения сельхозэкспорта. О долговременной заинтересованности в том же всё активнее заявляют на официальном и/или бизнес-уровнях остальные страны экс-СССР.

В-третьих, действует ещё и транспортный фактор. А именно: перевозочные издержки в импорте сельхозпродукции в РФ из дальнего зарубежья куда более весомы в сравнении с поставками из экс-СССР. Так что и по этой причине более привлекательны «ближние» поставки для российской стороны (причем не только продовольствия).

Как отмечает кандидат экономических и сельскохозяйственных наук Рауф Джаббаров (Узбекистан), «осенью 2018-го некоторые торговые сети Самары и Пензы сперва договорились в странах Южной Азии о закупке партий сухофруктов и плодоовощей: привлекла низкая отгрузочная цена. Но расчеты по транспортным расходам показали, что конечная цена при доставке в те российские города окажется в лучшем случае на 30-35% больше отгрузочной цены этих продуктов в Пакистане и Индии. Потому сети предпочли закупить аналогичные товары в том же объеме в Бухарском вилаяте Узбекистана. Хотя здесь отгрузочные цены были на 10-12% выше, но несравнимо меньшее расстояние перевозки, а значит, и меньшие возможные потери и порча продукции стали решающими факторами выбора для российских сетевиков».

И таких примеров переориентации сельхозимпорта РФ на ближнее зарубежье становится всё больше. Ибо транспортный фактор – едва ли не решающий в растущем или, во всяком случае, высоком объеме импорта, например цитрусовых из Закавказья и Узбекистана; свинины и продуктов ее переработки из Белоруссии; баранины и мяса других видов мелкого рогатого скота из закавказских и центральноазиатских стран; свежих фруктов из Молдовы.

Если же рассматривать проблему в более широком контексте, потребительская привлекательность «ближнего» продовольствия отражается и в том, что за 2016-2018 гг. его закупки более чем втрое нарастили по интернету физлица в крупных городах РФ. Такие крупные трейдеры, как «Перекресток», «Деликатеска», «Лента», «Ашан», с 2016-2017 гг. отмечают ускоренный рост покупок и заказов во многих городах России ближнезарубежных продуктов как в самих магазинах, так и в онлайновых сегментах этих сетей.

В этой связи характерны данные таможенной статистики РФ: доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в истекшем году в совокупной стоимости импорта достигла рекордно низкой планки: 12,3% (в 2017 г. – 12,7%). В товарной же структуре стоимости импорта из дальнего зарубежья доля означенных товаров составила опять-таки рекордно низкие 11,1%. А вот в отношении стран СНГ этот показатель превысил 22%. Судя по вышеупомянутым тенденциям, он будет расти и впредь.

Тем временем максимальный рост объемов экспорта готового продовольствия и сельхозсырья в бывшем СССР, по прогнозу ФАО ООН (октябрь 2018 г.), будет характерен для стран Закавказья и Центральной Азии. Основным же рынком для этого экспорта, наряду с сельхозэкспортом других постсоветских стран, был и остаётся российский.

А по мере дальнейшего роста этих поставок с большинством стран экс-СССР наверняка потребуется разработать – по примеру российско-белорусских и российско-казахстанских – многосторонние, средне- и долгосрочные балансы взаимопоставок сельхозсырья и готового продовольствия. Чтобы соблюдалась добросовестная конкуренция как на российском рынке, так и между «ближними» поставщиками. Это важно еще и потому, что иногда велик соблазниспользовать вопросы экспорта-импорта любой продукции, особенно спорные, для достижения односторонних политико-экономических выгод… ritmeurasia.org

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.