16 ноября Таджикистан запустил первый энергоагрегат Рогунской ГЭС, которая должна стать крупнейшей гидроэлектростанцией республики и всего Центральноазиатского региона.
Но «коренным переломом» в развитии энергетики Таджикистана это событие пока не станет. Несмотря на то, что гидроэлектростанция теоретически сможет обеспечить энергонезависимость страны, на деле из-за нехватки финансирования до полноценного ввода в строй всех ее мощностей еще далеко.
Судьба долгостроя
Накануне торжественной церемонии запуска Рогунской ГЭС, на которую приглашены представители всех стран Центральной Азии, России, Афганистана и Пакистана, таджикские СМИ уверенно рапортуют о том, что станция готова к промышленной эксплуатации. Как сообщает информагентство ASIA-Plus, первый энергоагрегат уже прошел тестовый режим и готов к запуску. По словам ведущего инженера ОАО «Рогунская ГЭС» Саидшо Охунова, объем воды в водохранилище составляет 214 млн кубометров, и его вполне достаточно для пуска первого агрегата.
Общий объем инвестиций в достройку станции с 2008 г. составил 12 млрд сомони, что по текущему курсу эквивалентно примерно $1,3 млрд.
Торжественность момента подчеркивает и награждение президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном строителей Рогунской ГЭС, которое состоялось 14 ноября в Дворце Нации. Награды были вручены более чем 100 рабочим, инженерам и управленцам, занятым на возведении станции. Строители были награждены орденами «Шараф» 2-й степени, которые вручаются за развитие экономики, социальной сферы, науки и культуры, медалями «За заслуги» и почетными грамотами. Столь пристальное внимание к строительству ГЭС, по словам Рахмона, связано с тем, что она должна обеспечить Таджикистану энергетическую независимость, стать важнейшим инструментом развития экономики, экспорта и повышения уровня жизни населения.
Давняя история
История с возведением Рогунской ГЭС тянется очень давно. Ее строительство началось за полтора десятилетия до распада СССР – в 1976 г. После дезинтеграции Союза стройка, на которую у независимого Таджикистана не было денег, остановилась. Реанимировать проект попытались в середине «нулевых» годов при помощи России. В 2004 г. между властями Таджикистана и «Русалом» было подписано соглашение, по которому компания обязалась инвестировать в достройку станции $1 млрд, получив в ней 51% акций. Однако стороны не смогли договориться о высоте плотины. «Русал» настаивал на варианте высотой 285 м, тогда как таджикские власти хотели увеличить ее до 325 м. И в 2007 г. контракт с «Русалом» был расторгнут.
Неафишируемой, но, возможно, ключевой причиной срыва сделки стал отказ Душанбе продать «Русалу» одно из немногих экспортоориентированных предприятий страны –Таджикскую алюминиевую компанию «ТАЛКО». Именно для производства алюминия, требующего большого количества электроэнергии, «Русалу» и нужна была Рогунская ГЭС, строительство которой в противном случае теряло всякий смысл.
Внутренний энергетический рынок Таджикистана из-за низких тарифов, невысокой платежеспособности населения и предприятий большого интереса для инвесторов не представляет. В итоге Душанбе решил достраивать ГЭС самостоятельно, столкнувшись с главной проблемой таких дорогостоящих проектов – нехваткой инвестиций.
Запускать по очереди
В связи с дефицитом средств возведение Рогунской ГЭС растянулось на долгие годы. Намеченный на 16 ноября запуск первого агрегата на деле означает отнюдь не близкое завершение строительства, а всего лишь один из его промежуточных этапов. Об этом говорят достигнутые на сегодняшний день технические параметры ГЭС. Вместо проектных 335 м уровень плотины на сегодняшний день достиг всего лишь 75 м. В связи с этим первый энергоагрегат будет выдавать лишь около 80-120 МВт, тогда как проектная мощность каждого агрегата составляет 600 МВт, а всей станции, на которой должно быть установлено 6 турбин – 3600 МВт. Полная же готовность Рогуна будет достигнута лишь к 2033 г., то есть на его достройку потребуется еще 15 лет.
По мнению некоторых экспертов, турбины ГЭС вообще могут быть остановлены на три-четыре года в связи с тем, что пока не готовы линии электропередач для поставок электричества вглубь страны, а Пакистан и Афганистан фактически отказались от закупок таджикской электроэнергии.
В ответ таджикские власти уже сообщили о вводе в строй оборудования, предназначенного для распределения электричества, и его включении в единую энергосистему страны. Этот момент важен для Душанбе в связи с тем, что в республике до сих пор наблюдается дефицит электричества, и ввод дополнительных мощностей позволит наглядно продемонстрировать населению социально-экономические достижения.
Тем не менее очевидно, что ни экономического, ни энергетического рывка Таджикистана с запуском первого агрегата ГЭС не произойдет, а сама станция будет достраиваться еще долгое время. Ее торжественный запуск необходим Душанбе для демонстрации успехов внутри страны, где нарастает демографическое давление и угроза со стороны радикального ислама, а также на внешнеполитической арене с ее крайне сложным гео- и военно-политическим контекстом. Если же стройку все же удастся завершить, торжественный пуск станции можно будет провести еще раз.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук