ДУШАНБЕ. У Таджикистана и других стран Центральной Азии растет долг перед Китаем, можно ли и дальше продолжать брать кредиты или должникам грозит банкротство.
Таджикистан попал в число стран с нарастающей финансовой уязвимостью из-за обязательств перед Китаем.
Эксперты из Center for Global Development (США) изучили инвестиционную политику КНР и выяснили, что государства Азии, Африки и Европы задолжали китайцам 8 триллионов долларов.
Таджикистан оказался в группе риска вместе с Кыргызстаном, Джибути, Лаосом, Мальдивами, Монголией, Черногорией, Пакистаном.
Откуда у Таджикистана долг перед Китаем
Суммарная задолженность Таджикистана перед Китаем составляет 1,2 миллиарда долларов (больше 20% ВВП). Общая сумма внешнего долга на 1 апреля 2018-го составила 2,859 миллиарда долларов. Большая часть обязательств Таджикистана — это госдолг по «связанным» кредитам. Средства идут на инфраструктурные проекты, необходимые для развития экономики республики.
В обмен на финансовую помощь Таджикистан обязан импортировать товары, предоставлять контроль над месторождениями, выполнять другие, часто невыгодные, условия соглашений.
Так, в обмен на строительство ТЭЦ «Душанбе-2» правительство Таджикистана предоставило китайской компании TBEA право на добычу золота на месторождении «Верхний Кумарг». Китайцы будут владеть месторождением до тех пор, пока Таджикистан не вернет 331 миллион долларов.
Какой ценой обходятся дружба и деньги: зачем Китаю золото Таджикистана
Большинство кредитов КНР Таджикистану так или иначе связано с горнорудной промышленностью. Эксперты не исключают, что растущие объемы прямых инвестиций в стратегически важные отрасли могут привести к зависимости Таджикистана от мощного соседа.
Кыргызстан — собрат по долговому несчастью
В соседнем Кыргызстане складывается аналогичная ситуация. Государственный внешний долг Кыргызстана перед Китаем (Эксимбанк КНР) составляет 1 миллиард 709 миллионов долларов. Из них 386 миллионов долларов было взято на модернизацию столичной ТЭЦ.
Кыргызстан предложил Китаю построить современный лечебный центр
За последние 10 лет долг перед Поднебесной увеличился почти в 200 раз. В марте посол Китая в Кыргызстане Сяо Цинхуа заявил, что долг будет выплачиваться согласно договоренностям, а вопрос списания китайская сторона не обсуждает.
Граждане республики всерьез обеспокоены сложившейся ситуацией. Неравнодушные переживают, что заемщик может забрать часть земель вместо долга. Чтобы экономически активное население — 2,5 миллиона кыргызстанцев — выплатило госдолг КНР, каждый человек должен выделить 680 долларов. Предложение активистов «скинуться» всколыхнуло общественность Кыргызстана. Между тем задолженность перед китайцами продолжает расти.
Sputnik Кыргызстан выяснил, к чему пришли те, кто не мог рассчитаться по долгам с Китаем.
Что происходит с должниками КНР
Китай финансирует проекты в 68 странах. Несмотря на то что платежеспособность многих заемщиков оставляет желать лучшего, китайцы продолжают им давать деньги. В чем же причина такой щедрости.
С одной стороны — развивающимся странам действительно не хватает средств на многие важные проекты, и Китай, чьи финансовые резервы огромны, может им помочь. Поэтому местные правительства идут на поклон к китайским инвесторам. Но другая сторона проблемы состоит в том, что Китаю необходимы природные ресурсы. Китайцы вкладываются в инфраструктурные проекты не из альтруистических соображений: дороги и порты нужны для вывоза и последующей транспортировки сырья в КНР.
Характерным примером является история порта Хамбантота в Шри-Ланке. По данным МВФ, внешний долг этой страны на конец 2017-го составил 48,3 миллиарда долларов, или более 80 процентов от ВВП. Доля КНР примерно 8 миллиардов долларов.
Власти Шри-Ланки не смогли вовремя отдать долг Поднебесной и в результате передали важнейший порт Хамбантота китайскому госпредприятию China Merchants Port Holdings. Теперь контрольный пакет акций управляющей компании «Хамбантота» и сам порт принадлежит китайцам. Договор аренды подписан на срок — 99 лет.
Таким способом была погашена только малая часть долга. Китай списал всего 1,1 миллиарда. Эксперты назвали эту ситуацию «долговой ловушкой».
Хамбантота является важнейшим объектом для энергетической безопасности КНР. Глубоководный порт находится вблизи мировых торговых путей через Индийский океан, и две трети импортируемой нефти проходят по прилегающим маршрутам.
Глобальная энергетическая война: что надо знать о ней Таджикистану
Для охраны торговых путей Китаю нужны военные базы, площадки для них также можно приобрести в счет неуплаченного долга.
Так, аналитики предполагают, что китайцы могут получить контроль над портом на острове Эспириту-Санто в государстве Вануату. Для строительства этого и других объектов КНР выделила Вануату кредит в размере 270 миллионов долларов, что составило около половины внешнего долга тихоокеанского государства, или около трети ВВП. На расстоянии 2 тысяч километров от Австралии может появится военно-морская база Китая.
Зачем Китай строит военную базу в Афганистане и причем тут Таджикистан
Опасения аналитиков не лишены оснований. Китай уже имеет иностранную базу, полученную в счет долга от Джибути на Африканском Роге. Суммарные займы этого государства достигли половины ВВП. Как прогнозирует Center for Global Development, доля Китая в госдолге Джибути вырастет в ближайшие время с 82 до 91%. База расположена рядом с важной транспортной артерией на границе между Азией и Европой.
В 2015-м правительство Пакистана передало китайской государственной компании China Overseas Port Holding в аренду на 43 года порт Гвадар для создания «особой экономической зоны». Исламабад должен Пекину почти 16 миллиардов долларов. Сделка даст КНР 91% прибыли от доходов порта, плюс еще 85% своих доходов отдаст Китаю «свободная зона». Гвадар является важнейшим объектом в связях Китая с Ближним Востоком. Пакистанский коридор призван разгрузить Малаккский пролив, через который в настоящее время проходит более 80 процентов импортируемой КНР нефти.
Китай предоставил Нацбанку Узбекистана кредит на 250 миллионов долларов
В 2002-м правительство КНР списало долги правительству Хамида Карзая в Афганистане. Согласно официальному объяснению, КНР хочет помочь справиться с кризисом, вызванным последствиями правления режима «Талибан» и проведением американской антитеррористической кампании. Конкретная сумма списанных долгов не разглашается.
Китай с 2000-го по 2009-й списал долги 35 африканским государствам на общую сумму 2,85 миллиарда долларов. В 2007-м были списаны долги 49 самых неразвитых и бедных стран Азии, Карибского бассейна и Тихого океана. Списывались долги Монголии. Конкретные условия многих сделок остались неизвестными.
Надо ли Центральной Азии опасаться китайской экспансии
Возвращаясь к ситуации в Центральной Азии, стоит отметить, что правительства республик уверяют население в необходимости кредитов.
Так, первый замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров считает, что никакой экспансии Китая в Таджикистан нет, а есть дружеские отношения и стратегическое партнерство.
В Душанбе опровергли слухи о китайской экспансии в Таджикистане
В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает как повод для гордости, что иностранные инвестиции на одного жителя республики превышают средние показатели по миру и в два раза выше, чем в развивающихся странах. При этом доля инвестиций в горнодобывающую отрасль Казахстана составила 34% от всего объема плюс 23% на геологоразведку.
Иностранные деньги для Таджикистана – взять в долг и не разориться
Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян уверена, что китайцам не нужен политический контроль над Центральной Азией. Все, что они хотят, это получить конкурентное преимущество на рынке природных ресурсов. Эксперт объясняет действия руководства центральноазиатских государств необходимостью развиваться. Ведь экономике Центральной Азии действительно необходимы финансовые средства.
Но не все разделяют этот оптимизм.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что у Китая есть далеко идущие планы в отношении Центральной Азии и ее ближайших соседей. Он уверен, что КНР следует опасаться не меньше, чем США.
«Китайцы перешли ко второму этапу — к военной экспансии. Они нам не союзники. Если возникнет ситуация, когда нас надо будет слить, они это сделают с неменьшим удовольствием, чем американцы», — сказал Семен Багдасаров Sputnik Таджикистан.
Багдасаров: китайцы постепенно поглощают Таджикистан
Международные финансовые организации также предостерегают Таджикистан и его соседей от долговой зависимости.
МВФ в ноябре 2017-го решил реклассифицировать уровень бедности в Таджикистане на более высокий. Такое решение было принято из-за нарушения индикативных лимитов государственной задолженности республики.
Специалисты из МВФ рекомендуют должникам проводить налогово-бюджетные реформы, повышающие производительность и способствующие развитию человеческого и физического капитала.
Трошин: МВФ заставит Таджикистан выполнять рекомендации, если даст кредит
Глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, выступая на Петербургском международном экономическом форуме отметила, что уровень и бремя задолженности суверенных государств и корпораций достигли небывалых размеров. Сейчас это примерно 162 триллиона долларов, примерно 220% мирового ВВП, что намного больше, чем после Второй мировой войны — и это не предел.
В МВФ отмечают, что, помимо долга, увеличивается стоимость его обслуживания, брать кредиты становится все труднее. В этих условиях предложения Китая воспринимаются как спасение. Остается лишь надеяться, что утопающие выплывут и не пойдут ко дну вместе со своими спасителями.