Причиной нынешних антииранских выступлений в Душанбе может быть и недовольство правительства Таджикистана и подковерные интриги Саудовской Аравии, считают эксперты
Антииранские выступления в Таджикистане могут быть и лишним напоминанием Ирану о роли ПИВТ, и влиянием саудитов.
Недавно в Душанбе прошел небольшой митинг, участники которого критиковали политику Ирана на ближневосточной арене и в самой республике. А вслед за митингом Совет улемов Таджикистана выступил с заявлением, где утверждал, что » Иран приложил руки к дестабилизации обстановки и кровопролитным войнам в таких странах, как Афганистан, Ирак, Сирия и Оман, что снова стремится при помощи некоторых провокаторов накалить ситуацию в Таджикистане».
Под «провокаторами», разумеется, имелась в виду Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) признанная в 2015 году террористической и запрещенная в стране, а ее руководитель Мухиддин Кабири как раз нашел убежище в Иране.
Поссорились из-за ПИВТ
«То, что говорят в Таджикистане, это правда. Не раз уже были скандалы, что Тегеран тайно поддерживает оппозицию в республике, оказывая ей и финансовую и экономическую поддержку, что в Душанбе не раз ставили на вид Тегерану», — отметил доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Олег Глазунов.
По его словам, история с ПИВТ в свое время стала ключевым моментом дипломатического противостояния двух государств.
Дело в том, что с момента обретения молодой республикой независимости в 1992 году Иран рассматривал Таджикистан как младшего брата и постоянно пытался втянуть его в орбиту своей политики.
Это, безусловно, не нравилось таджикистанскому истеблишменту, не желающему быть на вторых ролях в региональной политике. И последней каплей в этой истории стало открытое присутствие лидера ПИВТ Мухиддина Кабири на исламской конференции в 2015 году, уже после запрета партии в Таджикистане.
Дальше последовало окончательное охлаждение отношений между странами и обмен дипломатическими колкостями.
Были и более реальные шаги. Так, официальный Душанбе на встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в апреле 2017 года, вопреки ожиданиям, не стал поддерживать инициативу привлечения Ирана к более тесной работе в рамках Организации.
И нынешний митинг, по мнению Глазунова, это еще одно напоминание властей Таджикистана о своей позиции.
Жители Душанбе вышли на акцию протеста к посольству Ирана
В конфликт вмешалась Саудовская Аравия
Иного мнения в отношении причин митинга и заявления улемов придерживается эксперт-востоковед Андрей Серенко.
«Я не думаю, что ПИВТ сегодня реально представляет угрозу, из-за которой расстраивались бы в Душанбе. Скорее, такие действия — результат тонкой, хотя и не очень скрываемой интриги Саудовской Аравии», — пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.
По его мнению, Эр-Рияд давно не скрывает своего желания влиять на дела в Центральной Азии и в Таджикистане в частности. И здесь лейтмотивом политического курса нефтяного королевства является традиционное соперничество с Ираном.
Сейчас в свете ядерной сделки, когда на Тегеран оказывается прессинг со всех сторон, момент для этого выбран особенно удачный.
Кроме того, одна из главных целей саудитов, это не допустить Иран к вступлению в ШОС. И здесь поддержка Таджикистана была бы неоценима, ведь его голос в Организации имеет немалое значение.
В этом смысле Эр-Рияд рассматривает Душанбе как своего союзника в противостоянии с Ираном.
По мнению Серенко, после экспресс-митинга в Душанбе и обвинений со стороны таджикских богословов, в Тегеране могут задуматься об ответных шагах, хотя сложно сказать, какими именно они будут.
«Все-таки у иранцев достаточно крепкие нервы, и этот эпизод они предпочтут не заметить. Правда, Иран относится к тем политическим игрокам, которые зла не помнят — они его записывают», — предостерегает эксперт.
Отметим, что после возмущения таджикских властей присутствием Кабири в 2015 году на исламской конференции, правительство республики запретило импорт иранских товаров и продуктов питания под предлогом их низкого качества, закрыли совместный завод по производству тракторов «ТаджИран» и развернули кампанию по выдворению из страны иранских бизнесменов.
Ошибка или умысел: зачем РТ «вешать» на Иран заказные убийства 90-х
В ответ официальный Тегеран обвинил Национальный банк Таджикистана (НБТ) в отмывании капиталов иранского олигарха Бабака Занджани, приговоренного к смертной казни за растрату почти трех миллиардов долларов нефтяных доходов республики. ru.sputnik-tj.com