Таджикская армия стоит на страже не только своих границ и интересов, считает таджикский политолог Абдугани Мамадазимов и называет пять задач нашей армии, которые при всей ее недоукомплектованности и технически слабо оснащенности, делают ее значительной стабилизирующей силой во всей обширной части центральной и северной Евразии.
Со времен легендарных событий противостояний между Ираном и Тураном (Вароруд и Великая степь), красочно описанных в «Шахнаме», бассейн реки Пяндж- Амударьи играет роль некой разделительной линии между двумя мирами (степной и оседлой, религиозной и секулярной и т.д.). Даже великий пророк Зардушт, рожденный на правобережья Амударьи (точнее, в Согде), не мог найти последователей в этой части реки. Он смог успешно проповедать основы своего учения (зороастризма) только после перехода на левый берег легендарной реки Окс под покровительство не менее легендарного правителя древней Бактрии кави Виштаспа. Но его рьяной религиозной политики не простили ему его бывшие соплеменники (туры), которые позднее перешли реку и отомстили.
Таким образом, уже более 4 тысячи лет бассейн реки Окс-Амударья играет роль разделительной линии между идеологической (религиозной) толерантности и умеренности правобережья и религиозного неистовства левобережья.
Теперь с начала нового (ХХ) столетия наша национальная армия совместно с пограничниками стоят на передовой линии глобальной борьбы с мировым терроризмом и религиозным экстремизмом, исходящих с другого берега этой великой реки. За последние два десятилетия территория многострадального Афганистана, стала, к огромному сожалению, местом пристанища различного рода отщепенцев, которые злоупотребляя гостеприимством афганского народа, превратили его в огромный лагерь подготовки смертников фанатиков различных мастей.
В последнее неполное десятилетие Афганистан уступил Сирии роль «родины» всякого рода экстремистов, фанатиков и отщепенцев, и соответственно натиск на наш берег Амударьи стал спадать. Однако падение ИГИЛ в Сирии под ударами различных коалиций, снова делает другой берег Амударьи местом сосредоточения этих отбросов общества со всего мира и соответственно скоро мы почувствуем вновь его негативное воздействие на себе.
Охрана береговой линии всей протяженности Амударьи, выступающей как передовая линия разделительной черты светского мира и радикального религиозного мира, вновь приобретает актуальность и многоплановость.
Рассмотрим эти пласты.
На страже не только своих границ и интересов
— Наша национальная армия бок о бок с пограничниками стоит на защите Отечества и суверенитета по всей береговой линии новой формирующейся нации от нового нетрадиционного врага — военных группировок религиозных экстремистов и террористов и мировой наркомафии.
— Национальные вооруженные силы Таджикистана также охраняют стабильность самого молодого региона мира — Центральной Азии. Как показывает практика современных боевых столкновений с военными группировками экстремистов различных мастей, они хорошо чувствуют себя на пересеченной местности. По всей протяженности афганской границы с постсоветскими центрально–азиатскими странами (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан), только таджикская часть является гористой пересеченной местностью, где они чувствуют себя более комфортно, а узбекская и туркменская части — сплошные равнины, где их можно перестрелять «как куропаток». Поэтому наши пограничники стоят на самой «горячей линии огня» потенциального фронта прорыва этих деструктивных сил.
— Наши вооруженные силы также охраняют стабильную жизнь остальной части постсоветского пространства от просачивания различных религиозных экстремистов, террористов и мировой наркомафии, распространяющих фанатизм, мракобесие, а также «белую смерть» (героин). Другими словами они пересекают не только маршруты опиума на огромные территории, на север от Амударьи, но и выступают заслоном также идеологического «опиума» в лице носителей идей и ценностей религиозного фанатизма. Здесь они при поддержке союзников, в первую очередь, из военного блока ОДКБ, стоят на южных рубежах СНГ, выступающих не только секулярной территорией, но и территорией межнационального и межрелигиозного согласия.
— Вооруженные силы Таджикистана в Бадахшанском направлении охраняют также спокойную жизнь почти полутора миллиардного Китая. Сарыколский хребет, являющий таджикско-китайской границей, откуда берет свои истоки Пяндж-Амударья, является «Ахилессовой пятой» безопасности стремительного развивающего Китая. На «крыше мира» наши пограничники и солдаты оберегает покой не только местного населения, но и покой приграничных китайских провинций от различного рода экстремистов и сепаратистов, планирующих нарушить мир и экономический рост этого соседа.
— Наши силовые структуры выступают также надежным заслоном переброски длинного пути миграции вынужденных переселенцев в Европу с того берега реки на наш берег. Уже более десятилетия мировые СМИ подробно описывают весь маршрут вынужденной миграции из неспокойных Пакистана, Афганистана (частично из Ирана), Ирака и Сирии на запад, который берет свое начало с другого берега бассейна Амударьи. Если наши правоохранительные структуры не могли бы обеспечить мир и покой народов правобережья Амударьи, то и отсюда тянулись бы огромные вереницы не трудовых, а вынужденных мигрантов в Россию и далее в Европу. news.tj