Дед Мороз и его коллеги: кого ждут на Новый год в странах СНГ

В новогоднюю ночь самым долгожданным гостем на каждом праздничном мероприятии является мифический персонаж с седой бородой и покрасневшим от морозца носом – Дед Мороз.

Именно его усилиями под елками появляются подарки для тех, кто был предусмотрителен и успел заранее написать ему письмо. Понятно, что в связи со сложностями логистики один пожилой добряк физически не успеет посетить каждый дом во всем мире и даже в СНГ, поэтому у разных народов есть свои «деды морозы», носящие другие имена.

К примеру, за раздачу подарков англосаксонским народам ответственен Санта Клаус (правда, в связи с глобализацией культуры его полномочия заметно расширились, и теперь его зачастую ждут и во многих других странах). В Финляндии правит бал Йоулупукки, в Италии «дедом морозом» и вовсе является женщина по имени Бефана (не будем забывать, что в Западной Европе довольно «продвинутая» гендерная политика, но причина далеко не в ней). Во Франции всех радует мсье Пьер Ноэль, а для немецких, нидерландских и польских детишек подарки разносит Святой Николай, притом, в отличие от своих коллег, делает это два раза в год – 6 декабря и на Рождество. А кто же раздает подарки в странах бывшего СССР?

Дед Мороз (Россия, Беларусь, Украина)

Самая большая зона ответственности, несомненно, у Деда Мороза. Его одинаково ждут на огромном пространстве от Бреста и Львова до Камчатки и Чукотки, от берегов Белого моря до Кавказских гор.

И хотя в Беларуси и Украине есть собственные Деды Морозы со своими отдельными резиденциями (в Беловежской Пуще и в селе Пистень Ивано-Франковской области соответственно), местное население по большей части не воспринимает их в качестве отдельных персонажей от русского Деда Мороза (родом из Великого Устюга). Седой бородач един и уникален, он общий для всех.

Вообще, как бы странно это ни звучало, Дед Мороз – один из самых молодых в мире новогодних дарителей. Его образ был закреплен в нашей культуре лишь в 30-е гг. прошлого столетия, в эпоху воинствующего атеизма. Тогда было необходимо придумать аналог христианскому Святителю Николаю, а заодно перевести внимание людей с Рождества на Новый год. Как нельзя лучше подошла персона Деда Мороза, прообразом которого стало славянское языческое божество зимы и холодов.

Дед Мороз изображается как старик в цветной – голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года – мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза. Наиболее часто он был изображен на новогодних открытках конца 1950-х – середины 1980-х гг., после чего популярность этого персонажа стала падать, и к настоящему времени он почти забыт. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Прошло четверть века, как не стало советской страны, но Дед Мороз со Снегуркой за десятилетия своего существования настолько полюбились нашим людям, что те решили оставить его себе и в нынешних буржуазно-капиталистических временах. Любопытно, что большая часть верующих христиан сегодня также с трепетом и уважением относится к советско-языческому Дедушке с бородой из ваты.

Аяз Ата (Казахстан, Кыргызстан)

Пока Дед Мороз на тройке лошадей носится преимущество по северной и западной части СНГ, в Казахстане и Кыргызстане правит бал его брат Аяз Ата.

Эти персонажи на самом деле очень похожи в стиле одежды – Аяз Ата также носит длинную шубу с «морозными» узорами, белую окладистую бороду, и за спиной у него мешок с подарками. Да и имя с казахского и кыргызского языков переводится на русский как «Дед Мороз».

Аяз Ата, как и его северный брат, тоже ходит вместе со своей внучкой. Правда, зовут ее не Снегурочкой, а Акшакар (в Казахстане) и Аяз Кыз (в Кыргызстане).

Распространены слухи о том, что в скором времени у Аяз Аты может появиться своя резиденция в 40 км от Усть-Каменогорска, рядом с горнолыжным курортом Нуртау. Говорят, жилье будет в виде юрты: Аяз Ата чтит традиции народов, которых одаривает подарками на Новый год. Несмотря на то, что персонажа обычно изображают в длинной шубе, некоторые киргизы утверждают, что Аяз Ата одевается в войлочный халат «чапан», отделанный золотистыми узорами, а также в белый головной убор.

Помимо вышесказанного, еще одним отличием Аяз Аты от Деда Мороза является то, что и его, и внучку изображают не с европеоидными, а с монголоидными чертами лица.

Каханд Пап (Армения)

Армянский Дед Мороз – Каханд Пап встречает гостей вместе с Дзюнанушик (Снежной Ануш). Каханд одет в зеленый костюм и головной убор в виде красного колпака с белым мехом по краям.

Как говорят некоторые армянские специалисты в области сохранения аутентичной культуры своего народа, слово «каханд», скорее всего, происходит от латинского или итальянского слова caland, то есть календарь. Таким образом, он является своего рода хранителем времени.

В течение всего года он строго следил за временем и предупреждал о том, какие намечаются праздники. Но, к сожалению, других подробностей о нем нет. Например, где он жил, чем занимался, как одевался и так далее.

До недавнего времени Каханд Папа подменял то русский Дед Мороз, то американский Санта Клаус. Однако армяне, решившие возродить свои старинные традиции, в 2008 г. попросили его как можно скорее вернуться к ним. Они объявили конкурс на создание современной сказки о Каханд Папе, которая вышла в печать. Произведение повествует о Каханд Папе и сопровождающих его 12-ти дергунчиках, а также об их двойниках – аралезах, которые дают им силу.

Согласно преданию, вера и надежда маленькой девочки Шушаник помогли с помощью сверкающего камешка, передающегося из поколения в поколение, вернуть Каханд Папа на Землю. И вот в наступающем году наступит десятилетний юбилей с момента, когда волшебник вернулся к истокам – с далекой звезды Ригель созвездия Айка.

Шахта Баба (Азербайджан)

Шахта Баба встречает гостей вместе с внучкой Гар гызы (Снежная девочка). Его имя переводится на русский довольно просто – Дед Мороз. Азербайджанский коллега нашего новогоднего дедушки носит костюм голубого цвета, хотя зачастую его видят и в красном. В остальном, как и положено по новогоднему дресс-коду, седая борода, теплая шапка и зимняя обувь.

К сожалению, никаких особых отличий от Деда Мороза у Шахты Бабы не обнаружилось – уж больно они похожи как во внешнем виде, так и в судьбе. Может, они не только коллеги, но и родственники?

Корбобо (Узбекистан)

Узбекского волшебника Нового года зовут необычным именем Корбобо (по-русски «снежный дед»). И он, в отличие от многих других коллег по СНГ, имеет довольно серьезные отличия от Деда Мороза.

Климат в Центральной Азии не столь лютый, как, скажем, в Сибири, и это позволяет веселому старичку обходиться без шуб, валенок и зимних шапок – одним полосатым халатом. На голове его надета тюбетейка.

Вид транспорта у него тоже весьма оригинальный. Никаких лошадей или оленей – милый ослик! На нем, навьюченном мешками с подарками, он и въезжает в кишлаки, веселя как детишек, так и взрослых.

Постоянной спутницей Корбобо выступает его внучка Коркиз («снежная девочка»).

По преданию, если прокатиться на волшебном ослике Корбобо, можно считать, что вы оседлали удачу в Новом году.

Мош Крэчун (Молдова)

Мош Крэчун одет в кафтан с поясом, украшенным национальным узором. На голове у него высокая баранья шапка, притом несоизмеримо большого размера для его роста. Обычно он предстает в образе крепенького мужичка.

В молдавских колядках поется, что Мош Крэчун был реальным человеком. Якобы именно он спас новорожденного Иисуса Христа от холода своим жилетом. Тогда Бог распорядился, чтобы в день рождения Христа Мош Крэчун приносил детям подарки. В других источниках сказано, что этот коренастый дедок появился еще в дохристианскую эпоху и символизировал возрождение солнца.

Вот какие разные персонажи посетят на Новый год жителей Евразии. Кого из них ждете вы?

Кирилл Озимко (Брест)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.