По мнению сенатора, Узбекистан, отдавая преференции ритейлерам, отсекает важных покупателей: оптовиков, малые и средние магазины, рыночные структуры.
Первый зампред Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский сообщил, что Узбекистан лишает себя 60% российского рынка плодоовощной продукции, отдавая преференции отдельным торговым сетям. Об этом передает РИА Новости.
В августе правительство Узбекистана утвердило перечень из шести российских ритейлеров, которым специализированная внешнеторговая компания «Узагроэкспорт» может экспортировать плодоовощную продукцию без предварительной оплаты, открытия подтвержденного банковского аккредитива, либо оформления гарантии первоклассного иностранного банка. В перечень включены АО «Тандер» (розничная сеть «Магнит»), X5 Retail Group, ГК «Холидей», а также сети магазинов «Мария-Ра», «Монетка» и «Челны-хлеб».
«Я считаю, что Узбекистан при этом теряет 60% рынка в Российской Федерации, потому что у них есть приоритет торговым сетям. Здесь стратегическая ошибка Узбекистана, отсечение очень важных покупателей», — сказал Лисовский на круглом столе в Ташкенте по российско-узбекскому экономическому сотрудничеству.
По его словам, плодоовощная продукция из Узбекистана более востребована категорией «бизнес плюс» — оптовиками, малыми и средними магазинами, рыночными структурами.
Сенатор считает, что необходимо создать равные условия для всех потенциальных покупателей овощей и фруктов из России.
«Если ты не в этом приоритетном списке, то ты должен стопроцентно оплачивать продукцию, что недопустимо для скоропортящейся продукции», — отметил Лисовский. В числе других проблем, сдерживающих поставки плодоовощной продукции в РФ, он назвал слабость оптово-заготовительной базы в Узбекистане, монополизм ценообразования «Узагроэкспорта», нерешенность вопросов по тарифам на транспортировку овощей и фруктов по территории РФ, Казахстана и Узбекистана.
«У нас сейчас активно возвращается на рынки Турция. Они реально очень сильно опустили цены под нее для России. Если время упустить, то поставщиками из Узбекистана двигать уже сидящих на рынке поставщиков очень сложно», — отметил сенатор.
По данным «Узагроэкспорта», Узбекистан в 2017 году планирует увеличить совокупный экспорт плодоовощной продукции в 1,55 раза — до 1,27 миллиона тонн. По оценке специалистов компании, поставки в РФ составят около 60% общего объема экспорта. Узбекские компании совместно с российскими партнерами в течение 2016 года создали на территории РФ шесть торговых домов, которые будут специализироваться на продаже овощей и фруктов, минуя посреднические структуры. ru.sputniknews-uz.com