Недавно президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил свой самый долгий зарубежный визит. В течение четырех дней узбекская делегация во главе с президентом заключила более 60 контрактов и соглашений на 10 миллиардов долларов в Южной Корее.
Почему Южная Корея смогла подвинуть традиционных партнеров республики — Россию и Китай, обойти США и соседей по Центральной Азии, разбирались корреспонденты Sputnik Узбекистан.
Ориентация в пространстве
Визит в Южную Корею не стал первым зарубежным вояжем для Шавката Мирзиёева. До этого президент посетил главных геополитических игроков в регионе — Россию, Китай, США и Турцию, а также региональные державы — Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан. Во всех этих поездках были достигнуты договоренности о реализации проектов на многие миллиарды долларов, о развитии торговли и других направлений сотрудничества.
Однако в большей степени все эти договоренности были вполне предсказуемы, и их с большой натяжкой можно было назвать прорывными. Китай, который по традиции любит подписывать большое число бумаг, намерен реинвестировать свои деньги через Узбекистан в собственное же производство. И это вполне нормально. Так, например, китайские компании развернут масштабное строительство малых и средних ГЭС, активизируют геологоразведку, создадут ряд СП в сфере производства стройматериалов, химпроизводства, займутся созданием элементов системы «Безопасный город».
При всем этом важно понимать, что узбекские власти традиционно с некоторым опасением относятся к мягкой китайской экономической экспансии и крайне точечно выбирают направления для сотрудничества, не позволяя партнеру превращаться в будущего хозяина. Тем более у стран нет общей ментальной связи на уровне культур, как, например, с Россией или Турцией, что мешает появлению серьезно стратегического союза. Кроме того, Китай все активнее проявляет себя на международной арене, в том числе в спорах с соседями, а Узбекистан не настроен втягиваться в чужие дрязги.
С Россией сегодня у республики наступил этакий ренессанс. Но при всей положительной динамике также важно понимать, что у большого брата на севере и так хватает своих забот при ограниченности ресурсов. Поэтому вряд ли он сможет выделить столько средств и внимания, которые необходимы Узбекистану. Тем более за большей частью контрактов, подписанных во время визита в РФ, стоят крупные российские бизнесмены узбекского происхождения, а не государство.
Южная Корея в этом плане выступает уникальным синтезом финансовых возможностей и общего менталитета, страной, обладающей огромным количеством плюсов и не имеющей практически никаких минусов.
Во-первых, у страны нет глобальных геополитических устремлений, как, например, у Китая, России, США и Турции. Да, у корейцев есть свои национальные интересы, но они далеки от вмешательства в дела других государств, они не стремятся к глобальному доминированию или экономическому вовлечению стран в свою орбиту. Этот факт подтверждает и то, что Южная Корея была практически единственной страной, которой первый президент Узбекистана Ислам Каримов доверил реализовывать стратегические проекты национального масштаба. А уж каким осторожным был Каримов в выборе зарубежных партнеров, не понаслышке знают в той же Турции, России, США и Китае, которых достаточно долгое время держали на коротком поводке, играя на противоречиях между ними.
Модернизация — прежде всего
Южная Корея сегодня выступает не только одним из главных инвесторов в Узбекистан, но, пожалуй, ключевым партерном в модернизации и цифровизации национальной экономики и системы государственного управления.
Именно эксперты из Южной Кореи начинали строить отечественную систему «электронного правительства» и продолжают это делать до сих пор. Что говорить, если бывший первый заместитель министра государственного управления и безопасности Республики Корея Ким Нам Сок отработал в республике четыре года в должности замминистра по развитию информационных технологий и коммуникаций, а другой южнокорейский эксперт Ли Чул Су — проректором Ташкентского Университета информационных технологий.
На днях было объявлено и о новых назначениях. Президент Корейского института развития персонала Ким Ён Се стал почетным советником Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, а эксперт Джунг Сонг Чои — заместителем генерального директора Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг.
Все это говорит о том, что узбекские власти не боятся пускать корейцев к ключевым механизмам управления государством. И это партнерство будет только укрепляться, так как именно на узбекско-южкорейское совместное предприятие LG CNS Uzbekistan возложен ряд стратегических проектов по цифровой модернизации различных сфер жизнедеятельности узбекского общества.
Республика Корея является одним из ведущих торгово-экономических и инвестиционных партнеров Узбекистана в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По итогам 2016 года объем товарооборота между странами превысил один миллиард долларов. Доля Узбекистана в товарообороте Южной Кореи со всеми странами Центральной Азии составляет почти 50%.
При этом очевидно, что Южная Корея не является благотворителем, готовым выбрасывать собственные финансовые ресурсы во имя всемирного счастья. В Узбекистане она видит не только оплот для продвижения своих товаров в регионе и за его пределами, но и великолепную базу, откуда можно черпать как сырьевые ресурсы, которые крайне необходимы динамичной корейской экономике, так и рабочие руки.
Поэтому корейцы активно разрабатывают в Узбекистане кремниевые и вольфрамовые месторождения, запустили уже два завода по производству технического кремния, строят один из крупнейших в странах СНГ горнодобывающих и перерабатывающих комплексов на базе месторождения «Саутбай», который займется добычей вольфрама. Прорывные проекты корейцы получили и по итогам визита Мирзиёева. Их не только допустили к геологоразведке нефти и газа на новых площадях, но и предоставили для изучения и разработки стратегические золоторудные месторождения.
Кроме того, было подписано и торговое соглашение по поставкам узбекского урана. Стороны не озвучили детали контракта, единственный доподлинно известный факт — что оно долгосрочное, а значит, предусматривает поставки значительных объемов этого сырья. Не стоит забывать и о флагмане современной нефтегазовой промышленности Узбекистана — Устюртском газохимическом комплексе, который был построен и управляется совместно с южнокорейскими партнерами. В общем, кладовку с природными богатствами корейцы себе обеспечили на долгое время.
Не менее важно для них и сотрудничество в сфере трудовой миграции. Узбекистан стал одной из немногих стран, которой разрешили отправлять мигрантов на работу в Южную Корею. В течение 2007-2017 годов по системе свободного найма туда отправились более 27 тысяч граждан Узбекистана. Сейчас в Южной Корее работают более 16,5 тысячи узбекистанцев.
Интересно, что корейцы намерены построить в центре Ташкента и собственную «опорную базу» — настоящий инновационный городок стоимостью 1,4 миллиарда долларов. В рамках проекта планируется создание многофункционального комплекса на общей территории свыше 60 гектаров. В частности, здесь будут построены офисные помещения, торгово-развлекательные площадки, жилые здания и парковые зоны, совмещающие в себе ультрасовременный стиль, изысканную простоту и практичность с применением высоких технологий.
Не менее амбициозный проект — создание нового автомобильного завода, которые планирует захватить рынки всех стран региона и СНГ. Здесь будет освоено серийное производство автомобилей Hyundai. Основу модельного ряда составят техника малой, средней и тяжелой грузоподъемности, автобусы городского, междугороднего и туристического класса, а также автомобили специального назначения. Общая стоимость проекта составляет 200 миллионов долларов.
Культурный код
Конечно, есть своя заслуга в столь тесных отношениях двух стран и в том, что Узбекистан волею советского руководства стал местом жительства и родиной для многих переселенных корейцев.
Многочисленная корейская диаспора играет важную роль в развитии Узбекистана, ее представители являются членами обеих палат парламента, возглавляют ключевые государственные структуры. Например, Валерий Тян руководил Национальной авиакомпанией Узбекистана в течение 15 лет, а Агриппина Шин возглавила недавно созданное Министерство дошкольного образования. В целом корейская диаспора в республике является крупнейшей в СНГ и составляет более 180 тысяч человек, а по численности находится на четвертом месте в мире.
Этот факт активно играет и на поле развития культурно-гуманитарных связей. В Ташкенте уже работает одно из ведущих южнокорейских образовательных учреждений — Университет Инха. В перспективе запланировано открытие еще нескольких — Медицинской школы южнокорейского Университета Инха, Технологического университета Йоджу и ряда других. ru.sputniknews-uz.com