Эксперты рассказывают о том, как странам Центральной Азии следует бороться с контрабандистами, предлагающими китайские товары.
Страны Центральной Азии может захватить серый импорт из Китая из-за «транзитного конфликта» между Казахстаном и Кыргызстаном, опасаются эксперты.
Евразийский Аналитический клуб опубликовал доклад, в котором подробно рассматриваются способы ввоза контрафактного товара на территорию ЦА и методы борьбы с ними.
Кто и как ввозит контрабанду
Так, в топ товаров, ввозимых незаконно, вошли обувь и одежда, особенно зимняя. Часто фуры с нелегальным грузом пересекают границу вообще без регистрации. Контрабандисты подкупают таможенников, и те закрывают глаза на незаконность действий.
Товары ввозятся в страны СНГ по поддельным декларациям и «черным каналам», иногда их переоформляют как местную продукцию: на вещах просто переклеивают ярлыки.
Массу возможностей для незаконного реэкспорта представляют и тарифные изъятия, которые, например, есть у Казахстана и Кыргызстана. Благодаря ним ввозимые товары облагаются более низкими таможенными сборами или даже ввозятся в беспошлинном режиме, что позволяет контрафакту легче проникать в страны Центральной Азии.
Эксперты отмечают, что такие схемы наносят не только прямой ущерб экономике стран ЦА, но и сказываются на национальных производителях, которые теряют средства. Кроме того, каналы нелегальной торговли способствуют развитию организованной преступности и наркоторговли.
«Есть свидетельства, что в некоторых регионах потоки контрабанды пытаются поставить под свой контроль нелегальные исламистские группировки, что в перспективе может сделать их более мощными и опасными для стран региона», — говорится в докладе.
Как с этим бороться
Как утверждают эксперты, бороться с контрабандой сложно, но можно. Хороший пример в данном случае представляет Россия, которая осуществляет контроль над процессами с помощью чипизации некоторых товаров. В основном – это шубы и автотранспорт.
«Вводимые чипы, без которых сбыт продукции запрещен, фиксируют все операции с товаром, а в случае транспортных средств могут даже использоваться для дистанционного контроля за объектом с помощью российской навигационной системы ГЛОНАСС», — говорится в материале.
Аналитики напоминают, что системы чипизации внедряются и на рынки стран Евразийского союза (ЕАЭС) и доступ к ним имеют все страны Центрально-Азиатского региона.
Помимо вышеуказанных мер, считают эксперты, бороться с контрабандой в Центральной Азии поможет Таможенный Кодекс ЕАЭС, который регулирует правила декларирования и классификации товаров.
В числе необходимых мер эксперты также указывают внедрение средств автоматического контроля на всех пограничных переходах и работу наблюдателей на пунктах пограничного контроля.
«Возможно даже создание «летучих» международных таможенных групп, которые бы посменно работали на разных границах Союза», — говорится в докладе.
Бороться с серым импортом необходимо комплексно, и не обойдется здесь без работы внутри страны. Аналитики утверждают, что в этом случае странам необходимо упростить процедуру регистрации бизнеса и ввести электронный документооборот. А контроль за автотранспортом и грузоперевозками может осуществляться с помощью ГЛОНАСС. ru.sputnik-tj.com