В Кыргызстане 10 сентября началась агитационная кампания — кандидаты в президенты изо всех сил стараются перетянуть электорат на свою сторону.
А как сами избиратели реагируют на агитацию? Руководитель психологического центра Айзада Танаева рассказала корреспонденту Sрutnik Кыргызстан, кому и чему больше верят кыргызстанцы.
— Сейчас куда ни глянь, всюду фотографии кандидатов в президенты с призывами и лозунгами. Их так много, что в глазах рябит…
— Вы стараетесь их не замечать — значит, включился механизм защиты. Если человеку что-то внушают насильно, он воспринимает это как давление. В такой ситуации автоматически пропадает желание идти на выборы.
— Какой вид рекламы действует на избирателей лучше всего?
— Нельзя сказать, что определенная реклама подходит всем подряд. Например, к домохозяйкам и пенсионерам правильно обращаться по телевидению, к автолюбителям — по радио, а пешеходам лучше раздавать листовки. Вот, например, агитаторы ходят по домам, раздают красочно оформленные буклеты, а старики злятся: дескать, вместо того чтобы тратить столько денег на бумажки, которые завтра выбросят в мусорку, лучше бы кандидаты реально помогли. Поэтому листовки и буклеты должны быть скромными, чтобы не раздражать людей.
— Играет ли роль внешний вид кандидатов в президенты?
— Не сказала бы. Народ интересуют хозяйственные, справедливые политики, харизматичные лидеры, умеющие достигать поставленных целей.
— Какая польза от многочисленных баннеров на улицах?
— Они, конечно, красочные, на некоторых фото кандидаты запечатлены среди простого народа. Но главный недостаток такой рекламы — ее слишком много, поэтому эффективность очень низкая.
— Чего ждут избиратели от кандидатов накануне выборов?
— Во всех жизненных ситуациях нас тянет к близким, хорошо знакомым людям. На выборах то же самое. Избиратель хочет лично поговорить с кандидатом, задать ему вопросы и получить ответы. Поэтому встречи с электоратом очень полезны для претендентов. Некоторые политики, выступая перед народом, используют приемы классического гипноза или гипноза Эриксона (который приводит людей в состояние готовности к позитивным изменениям). Иными словами, кандидаты «подают» электорату свое мнение в очень приглаженном виде. Они говорят то, что люди хотят услышать, и публика начинает им верить.
— Не на всех избирателей это действует. Некоторые говорят, что вообще не верят политикам.
— Плохо, конечно, если избиратель не нашел кандидата, которому доверяет, но ничего не поделаешь. Поэтому в избирательном бюллетене и существует пункт «против всех».
— Кстати, я часто слышу от кыргызстанцев, что среди кандидатов — одни и те же люди. Многие этим недовольны.
— Позвольте с вами не согласиться. В глубине души человек все-таки больше доверяет известным политикам. Есть одна притча, которая хорошо характеризует эту ситуацию. Два человека ловили рыбу, и их одолевали комары. Один все время отмахивался от насекомых, а другой сидел как ни в чем не бывало. Тогда первый спросил у второго, почему он не реагирует на комаров. И тот ответил: «Если я отгоню тех, кто уже выпил моей крови, прилетят новые голодные комары». Смысл прост: люди все-таки больше доверяют тому, кого знают давно, надеются, что он уже достаточно состоятелен и будет работать для других. ru.sputnik-tj.com