Ко Дню независимости Таджикистана, как в каждой независимой стране бывшего СССР, принято подводить итоги самостоятельного развития государства. Подводят итоги и в четырех свободных экономических зонах республики.
В марте 2011 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал закон об организации свободных экономических зон. Документ усовершенствовал предыдущую редакцию 2004 года и обновил правовую базу деятельности созданных в республике четырех свободных экономических зон — СЭЗ «Сугд», СЭЗ «Пяндж», СЭЗ «Дангара» и СЭЗ «Ишкашим».
Закрепив организационные и экономические основы создания, управления и деятельности СЭЗ, закон открыл новые возможности в привлечении в республику внутренних и внешних инвестиций.
Первая эйфория и неторопливый старт
Известие о создании четырех таджикских СЭЗ сразу же вызвало большой интерес в самой республике и за его пределами. Гарантируя полную и безусловную защиту прав и законных интересов предприятий — субъектов свободной экономической зоны — закон предоставил инвесторам нешуточные льготы и преференции.
Например, они могут совершать на территории СЭЗ любую деятельность, не запрещенную законодательством Таджикистана, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую активность, получать неограниченные кредиты не только у иностранных банков, но и у фирм и организаций, платить лишь два из десяти видов налогов, вывозить полученную в валюте прибыль за границу, приглашать иностранную рабочую силу и управленцев — вот то, что ждало любого предпринимателя.
На первый взгляд, эти преференции и целый пакет таможенных льгот, в первую очередь беспошлинный ввоз и вывоз отечественных и иностранных товаров, производственного и строительного оборудования, должны были вызвать не просто эйфорию, а создать целую очередь из желающих открыть в свободных экономических зонах свое дело.
Но очередь получить статус субъекта СЭЗ не выстроилась — по той причине, что принятый закон о СЭЗ действовал на конкретной территории, где при наличии закрепленных на бумаге льгот практически полностью отсутствовала необходимая инфраструктура. Поэтому, естественно, что для появления первых субъектов предпринимательства администрации свободных экономических зон занимались не столько рекламой и привлечением инвестиций, сколько сугубо конкретными делами.
Ограждение и планировка территории, обеспечение СЭЗ интернетом и иными видами связи, строительство подъездных автодорог и железнодорожных путей, прокладка трасс водоснабжения и канализации, и, самое главное — линий электропередач, способных дать построенным предприятиям электроэнергию — эта работа заняла долгие десять лет.
Лед тронулся
Первая настоящая уверенность в реальных возможностях начать в СЭЗ свой прибыльный бизнес пришла к предпринимателям, пожалуй, лишь в 2015 году, когда президент Эмомали Рахмон принял участие закладки фундаментов трех крупных промышленных предприятий в СЭЗ «Дангара».
Три завода общей стоимостью более 1,6 миллиарда сомони совместных инвестиций предпринимателей Таджикистана и Китая позволят выпускать значительный объем цемента, стекла и кафеля.
К 2016 году правительство Таджикистана очертило круг конкретной промышленной продукции, выпуск которой сможет не только обеспечить прибыль инвесторам, но и создать десятки тысяч рабочих мест, в чем особенно нуждается Таджикистан.
В числе актуальных для страны — производство солнечных гелио коллекторов, глубинных насосов, полимерных труб, стиральных порошков и бытовой химии, электрических кабелей, алюминиевых профилей, строительных и лакокрасочных материалов, металлов, пластиковых изделий, а также переработка углеводородного сырья.
Лидеры уже известны
Заглядывая в недалекое и более отдаленное будущее и оценивая перспективы развития таджикских СЭЗ, эксперты сходятся во мнении, что по объемам промышленного производства в обозримый период лидерство примут на себя СЭЗ «Дангара» и «Сугд» — как территории с наиболее развитой инфраструктурой.
Наименьший объем производимой продукции, как ожидается, будет производиться в СЭЗ «Ишкашим», однако темы роста деловой активности у предпринимателей на Памире в сфере добычи и переработки полезных ископаемых будут в разы выше всех остальных зонах.
Основная цель «Дангары» — создание предприятий, использующих наиболее современные технологии при производстве продукции в области машиностроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии.
Согласно закону о СЭЗ, иностранные и отечественные инвесторы будут производить продукцию в самых приоритетных для Таджикистана отраслях — машиностроении, химической, фармацевтической промышленности, в строительной индустрии.
Расположенная на 230 гектарах на юго-западе Худжанда, территория СЭЗ «Сугд» возможно, будет расширена до 2 тысяч гектаров, а развитые системы инженерных и транспортных сетей уже представляют интерес для потенциальных инвесторов, работающих на экспорт.
Тем не менее, по убеждению ряда экспертов, расположенная непосредственно на границе с Афганистаном СЭЗ «Пяндж», в более отдаленной перспективе по объемам промышленного производства и международного товарооборота имеет все возможности опередить нынешних лидеров СЭЗ «Дангара» и «Сугд». И вот почему.
Ворота к Индийскому океану
Предлагаемая инвесторам активно развивающаяся пограничная территория СЭЗ «Пяндж» представляет собой для Таджикистана и не в последнюю очередь для России ворота в южном направлении — в Афганистан, Иран и в страны Южной Азии Пакистан и Индию — вплоть до побережья Индийского океана.
Эксперты уверенно прогнозируют — к середине XXI века в СЭЗ «Пяндж» будет тесно, а поселок Нижний Пяндж превратится в крупный торговый город с развитой промышленностью.
Развитие СЭЗ «Пяндж» на первых порах будет идти не столько за счет крупных производств, сколько за счет международной торговли. По убеждению группы российских экспертов, посетивших СЭЗ зону летом 2013 года, наибольшую отдачу сможет давать переработка на территории СЭЗ российской древесины и поставка ее в Афганистан.
Лишенный лесов Афганистан испытывает острый дефицит в древесине. Поэтому, производя деловую древесину() на правом берегу Пянджа в Таджикистане, можно перевозить эту продукцию через мост и продавать пиломатериалы в пограничной афганской провинции Кундуз по ценам в 2 — 2,5 раза превышающим ее себестоимость в СЭЗ.
Афганистан и Пакистан представляют собой также емкий и интересный рынок для сбыта известных в Центральной Азии тракторов минского тракторного завода «Белорус», сборка которых должна стартовать в ноябре 2017 года в таджикском городе Гиссар, а поставку, предпродажное и гарантийное обслуживание выгоднее всего будет вести на предприятиях этой зоны.
По оценкам российских экспертов, на территории СЭЗ «Пяндж» успешным бизнесом может быть строительство и эксплуатация птицефабрики с экспортом продукции в Афганистан, строительство крупного логистического центра и таможенного терминала, крупных промышленных холодильников.
Не исключено, что в будущем интерес афганских инвесторов будет проявлен к строительству на левом берегу реки в километре от СЭЗ «Пяндж» крупной насосной станции с подачей воды на орошение десятков тысяч гектаров провинции Кундуз, причем объекты производственной базы афганской оросительной системы можно разместить на территории СЭЗ.
Не исключено также, что резкий рост объемов поставок промышленной продукции Таджикистана, России и стран Евразийского союза через СЭЗ «Пяндж» в южном направлении можно произойдет после строительства железной дороги из Таджикистана на юг в направлении Колхозабад — Нижний Пяндж — афганский Кундуз и далее в Мазари-Шариф, Герат и иранский Мешхед.
Какими будут очередные этапы развития таджикских СЭЗ — покажет время. Но уже сегодня отчетливо видно — курс на становление и развитие свободных экономических зон независимого Таджикистана, руководством республики выбран верно. ru.sputnik-tj.com