С 2015 года в России выросла цена доступа иностранцев на рынок труда, и чтобы оплачивать патент в течение года, мигранту в среднем нужно отдавать две месячные зарплаты.
Нелегальную миграцию в России стимулируют зачастую неоправданно высокие цены на трудовой патент для иностранцев, стоимость которого в некоторых регионах соотносится со стоимостью шенгенской визы для россиян, считает и.о. заведующей лаборатории экономики, народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени Ломоносова Ольга Чудиновских.
Чудиновских рассказала РИА Новости, что с 2015 года в России выросла цена доступа иностранцев на рынок труда, и чтобы оплачивать патент (разрешение на работу) в течение года мигранту в среднем нужно отдавать две месячные зарплаты.
«В условиях, когда курс рубля к доллару не улучшается, переводить на родину им практически нечего. Поэтому мигрантам становится невыгодно быть легальными. Им проще приехать на сезон, поработать без оформления документов, и все заработанное увезти к себе», — сказала собеседница агентства.
Она добавила, что особенно это актуально для Москвы и Московской области, где стоимость патента «неоправданно высока и никоим образом не соотносится с реальными заработками, которые мигранты могут здесь получать».
«Попытка легализовать мигрантов, установить новые правила, которые с 2015 года у нас применяются, привела к противоположному эффекту. То есть налоги стали как-то лучше, может быть, собираться, но за счет тех, кто остался в правовом поле», — считает эксперт.
В то же время очень большое количество мигрантов перестали покупать патенты, и с этим ничего не удается делать, отметила Чудиновских.
По ее подсчетам, в Москве миграционные услуги сейчас эквивалентны стоимости оформления шенгенской визы для россиян. Если раньше человек платил 1,2 тысячи рублей в месяц за патент, то сейчас он должен заплатить минимум 15 тысяч рублей только за первоначальное оформление патента: сдать тесты, пройти все комиссии, оформить страховку.
«Я не говорю, что это неправильно, получать страховку. Конечно, это правильно, но цена должна быть адекватной. За миграционные услуги, в частности, Москва берет столько же, сколько стоит оформление шенгенской визы. И плюс каждый месяц человек должен платить почти 4,5 тысячи рублей», — рассказала она.
Таким образом, у мигрантов не остается материальных стимулов работать в России, поэтому легальная трудовая миграция продолжает сокращаться, и одновременно растет нелегальная, отметила собеседница агентства. По ее словам, поскольку предлагаемые в РФ условия работы для мигрантов из Центральной Азии невыгодны, «они приезжают и, как это было в начале 2000-х, работают без оформления патента, без оформления договора».
В понедельник секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что существенного сокращения числа нелегальных мигрантов в России добиться пока не удалось, такая ситуация по-прежнему угрожает общественной безопасности и создает питательную среду для терроризма в стране.
Он, однако, отметил, что к настоящему времени в России упрощены условия для работы иностранных граждан, создаются условия для социальной и культурной адаптации мигрантов.
Патрушев подчеркнул, что не могут не волновать увеличивающиеся масштабы использования мигрантами подложных документов, фиктивные постановка на учет по месту пребывания и регистрация по месту жительства.
По его словам, эти вызовы и угрозы актуальны для ДФО, где на фоне низкой плотности коренного населения «весьма интенсивны миграционные процессы».
Таджикистан — единственная страна на постсоветском пространстве, откуда продолжает расти поток мигрантов в Россию. Согласно исследованиям, число мигрантов, которые приезжают в Россию из стран СНГ, сократилось.
Ученые объясняют это отсутствием стимулов ехать в Россию. Причин много: ужесточение законодательства, расширение черных списков, уменьшение зарплаты в связи с финансовыми условиями в России.
Также сообщалось, что группа таджикских экспертов разработала пакет рекомендаций правительству республики по решению насущных проблем трудовой миграции в стране.
Так, эксперты считают своевременным принятие отдельной среднесрочной стратегии по трудовой миграции с обозначением в ней четких приоритетов и задач по вопросам не только реинтеграции трудовых мигрантов, но и по их подготовке к дальнейшему выезду, а также обеспечению правовой, социальной и медицинской защитой. ru.sputnik-tj.com