Афганский депутат Латиф Педрам дал пессимистичный политический прогноз региону, по его мнению, спасти Центральную Азию от терроризма и нестабильности может только Россия.
Что мешает воцариться миру в Афганистане и чем это грозит странам Центральной Азии, рассуждает депутат Национальной ассамблеи Исламской Республики Афганистан, председатель партии «Национальный конгресс Афганистана» Латиф Педрам эксклюзивно для Sputnik Таджикистан.
Еще до событий 11 сентября 2001 года Збигнев Бжезинский во время выступления в Мюнхене заявил, что «200 миллионов мусульман к югу от границ России пойдут на эту страну войной».
В период присутствия советских войск в Афганистане страны Запада, в частности США, заключили союз с радикальными исламскими силами, чтобы возглавить одну из самых кровопролитных войн против Советского Союза. Вслед за этим «несвященным союзом» они приложили руку к созданию движения «Талибан» и других радикальных исламских группировок. Но война продолжилась и после вывода советских войск.
Цели США, которые ранее концентрировались на нефтяных и экономических ресурсах Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа, перешли в фазу стратегического противостояния — конкуренции за владение Ближним Востоком и Центральной Азией — двумя важными центрами мировой цивилизации.
Бывший госсекретарь США Кондолиза Райс неоднократно заявляла, что США в Ираке и Афганистане преследуют собственные интересы и цели, а не обеспечение демократии. Истина заключается в том, что Афганистан с учетом нынешней многосторонней конкуренции является для Штатов не более чем военной и стратегической базой. Афганистан используется лишь для распространения кризиса и в конечном счете для оказания давления на соперников в лице России и Китая или установления полного контроля над Центральной Азией и Кавказом.
Террористические организации «Талибан» и «Исламское государство» (запрещена в России) на данный момент контролируют более 60% сельской и частично городской территории Афганистана и перенесли боевые действия на северные и северо-восточные провинции. Война теперь дошла до берегов Амударьи.
Учитывая долгосрочные цели США, мир в Афганистане не наступит, и более того, война может разгореться и в Центральной Азии, чтоб кризис охватил регион геополитических интересов России.
Представители кабульского правительства, которые сами практически являются исполнителями проектов США в регионе, на многочисленных встречах с высокопоставленными чиновниками России и стран Центральной Азии представляют им искаженную информацию, чтобы ввести их в заблуждение об истинном положении дел в Афганистане.
Практически каждому аналитику ясно, что распространение военных действий и террористической активности на территорию Центральной Азии столкнет Россию с сильным политическим, военным и экономическим кризисом, так как центральноазиатские государства имеют тесные связи с Россией и во многом зависят от нее в сферах экономики и безопасности. При дестабилизации обстановки в Центральной Азии Российская Федерация будет втянута в пучину военных проблем, что негативно повлияет на ее финансовую и экономическую систему.
Возможные сценарии
Учитывая политику гегемонизма США и нежелание американцев установить мир в Афганистане, перенос военных действий и террористической активности из Афганистана в Центральную Азию представляется неизбежным. Вопрос в том, смогут ли Российская Федерация и ее союзники предотвратить подобную трагедию.
При оптимистичном сценарии развития событий и в случае принятия Россией категоричного решения, если исламские радикальные группировки потерпят крах, что в настоящее время маловероятно, то Ближний Восток и Центральная Азия станут ареной других видов войн и соперничества между мировыми державами и региональными силами.
Центральная Азия является зоной геополитических, геоэкономических и геостратегических интересов России и в определенной степени сферой влияния Китайской Народной Республики. В конечном итоге Россия, Китая и их союзники вытеснят США из региона, однако, тем не менее, кризис и нестабильность воцарятся в Центральной Азии на долгое время, как и на Ближнем Востоке.
Запад, в частности, США, утверждают, что традиционная политическая система стран Центральной Азии не совместима с современным модернизированным миром, основным составляющим которого является демократия. Под этим предлогом они дают себе право вмешиваться во внутренние дела стран третьего мира, игнорируя их суверенные права. США также используют исламский фундаментализм как средство для создания кризиса в странах Центральной Азии, вполне вероятно, что не они одни. Таким образом, Центральная Азия рискует столкнуться с новыми и еще более серьезными проблемами.
В результате военного присутствия США и стремительного усиления «Талибан» и ИГ, война перенеслась в северные провинции Афганистана. Если «Талибан» и ИГ смогут взять под свой контроль несколько провинций на севере, к ним примкнут исламские боевики из других стран. Часть этих групп, состоящая из уйгуров, таджиков, чеченцев, узбеков, казахов и других присутствуют в таких провинциях как Джалалабад, Кунар, Нуристан, Лагман на востоке, Бадахшан, Сари-Пуль, Фарьяб, Кундуз и Баглан на севере и северо-востоке страны.
Если власть боевиков «Талибан» или ИГ распространится на большую часть территории Афганистана и будет демонстрировать какую-то стабильность, радикальные исламские силы страны объединятся с ними, а заодно и с другими радикальными религиозными группами региона.
В любом случае, учитывая рост исламского радикализма в мире и отношение США и Запада к традиционным политическим структурам Центральной Азии, рано или поздно регион столкнется с серьезными угрозами и проблемами.
Деэскалация конфликта в Афганистане обусловлена переносом военных действий и террористической активности в страны Центральной Азии. Иными словами, война в Афганистане не прекратится, пока боевики не «переедут» на территорию Центральной Азии, в чем очень заинтересован Запад. То есть, о мире в Афганистане можно даже и не мечтать. ru.sputnik-tj.com