В Астане открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого в ШОС официально вступят Индия и Пакистан.
Прогнозы экспертов разнятся: от предсказаний паралича организации после вступления двух «заклятых друзей» Южной Азии – до заявлений о будущей глобальной роли ШОС и становлении «азиатского» аналога НАТО. О том, что на самом деле ждет ШОС после вступления Индии и Пакистана «Евразия.Эксперт» рассказал индийский дипломат, эксперт Института оборонных исследований и анализа, профессор Фунчук Стобдан. До недавнего времени Стобдан являлся послом Индии в Кыргызстане, а также работал в Национальном совете безопасности Индии.
— Господин Стобдан, Индия присоединилась к ШОС. Зачем это понадобилось, что это даст Индии и самой организации?
— Взаимодействие с ШОС Индия рассматривает широко, как возможность вовлечения в дела Евразийского региона. Именно поэтому правительство активно добивалось формального вступления в ШОС, несмотря на некоторую критику этого шага даже внутри страны. Философия присоединения Индии была довольно прозрачной с самого начала, когда в 2005-м страна получила статус наблюдателя в организации.
Во-первых, заинтересованность в присоединении к ШОС обусловлена исторической близостью со странами Евразии; Индия всегда испытывала неконъюнктурный интерес к Центральной Азии.
Во-вторых, развитие Индии прямо связано с миром, процветанием и стабильностью Центральной Азии. Именно поэтому на протяжении последних 25 лет Индия проводила крайне внимательную политику в отношении пяти центральноазиатских государств.
Индия готова внести свою добавленную стоимость в развитие ШОС. Членство в ШОС позволяет Индии конструктивно подойти к проблемам безопасности в регионе, особенно в части борьбы с терроризмом, сдерживания угроз ИГИЛ (запрещенная террористическая организация – прим. «ЕЭ»), Аль-Каиды и Талибана.
Можно прогнозировать, что Индия выиграет от участия в Региональной антитеррористической структуре ШОС, в которой работают 30 профессиональных специалистов, анализирующих разведывательную информацию о передвижении террористов, наркотрафике, кибербезопасности. Участие в военных и антитеррористических учениях ШОС может быть полезно для вооруженных сил Индии.
— Есть ли экономические интересы в присоединении Индии к ШОС?
— Стремление Индии к вступлению в ШОС связано с целью наращивания торговли и транспортной связанности в изолированном от морей поясе Центральной Азии.
Сейчас Индия развивается в условиях недостаточной конкурентоспособности вследствие дополнительных издержек и временных затрат для перевозки товаров. Кроме того, геополитические проблемы также мешают потоку товаров между странами ШОС и Индией.
В результате, сегодня товарооборот Индии с Евразийским регионом минимален: менее $1 млрд со странами Центральной Азии, $9 млрд со странами СНГ, включая Россию, $28 млрд с участниками международного транспортного коридора Север-Юг. Ни одна из евразийских стран не входит в двадцатку крупнейших торговых партнеров Индии; Иран находится на 21-м месте с товарооборотом $9 млрд.
Индия отдает себе отчет, что существует несколько транспортных проектов, которые очень важны для региональной интеграции, и ШОС может сыграть связующую роль между Южной и Центральной Азией.
На этом фоне, Индия и Россия договорились в Санкт-Петербурге (премьер-министр Индии Нарендра Моди принял участие в Петербургском экономическом форуме в начале июня 2017 г. – прим. «ЕЭ»), что «транспортные проекты должны основываться на диалоге и согласии всех сторон, которых они затрагивают, уважать суверенитет… основываться на принципах прозрачности, устойчивости и ответственности».
В противном случае ШОС станет проблемой для Индии, учитывая, что она вступает в объединение вместе с Пакистаном. Этот фактор может заблокировать достижение целей Индии в ШОС. В докладе ООН недавно было высказано предупреждение, что проекты «Китайско-Пакистанский экономический коридор» (сеть дорог и трубопроводов, позволяющих связать восточные районы Китая с Индийским океаном через территорию Пакистана – прим. «ЕЭ») и «Один пояс – один путь» могут стать не только источниками процветания, но и нестабильности.
Также следует отметить, что важнейшей сферой для Индии является энергетическая безопасность, но идея «Энергетического клуба» в рамках ШОС обретет смысл только если к организации присоединится Иран.
— Не приведет ли вступление Индии и Пакистана к параличу ШОС?
— Сложно прогнозировать, как интересы Индии и Пакистана будут согласовываться в рамках ШОС, учитывая сложные двусторонние проблемы.
Индия обычно выступает категорически против попыток посредничества внешних игроков в Южной Азии. Поэтому вмешательство ШОС в индо-пакистанский спор вряд ли будет успешным. Напротив, есть риск, что это плохо скажется на эффективности ШОС.
Существуют опасения, что это приведет к переносу внимания ШОС из Центральной в Южную Азию, затрудняя развитие регионального сотрудничества.
ШОС следует подходить к тупику в отношениях Индии и Пакистана шире. Так, ШОС может обеспечить редкую возможность для военных стран-участниц, включая Индию и Пакистан, сотрудничать в ходе антитеррористических и военных учений, координировать операционные детали и обмениваться разведданными.
Возможно, Пакистан и Индия будут сидеть за одним столом многосторонних переговоров по нескольким темам в рамках ШОС, и это может положительно повлиять на политический климат в регионе.
— Как в Индии относятся к идее сотрудничества с Евразийским экономическим союзом? Готова ли сегодня Индия к интеграции с Евразийским экономическим союзом?
— Индия хочет укрепить свое положение в ШОС путем участия в евразийской интеграции и, прежде всего, заключения соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), общий ВВП которого составляет $2,2 трлн.
Формально переговоры о создании ЗСТ только начались, но когда она вступит в силу, то сможет открыть мощный поток товаров, капиталов и инвестиций. Соглашение позволит России и Беларуси войти в промышленный сектор Индии, а значит и АСЕАН, и Африки.
Помимо продвижения транспортного коридора Север-Юг и порта Чехбехар (транспортного узла на юго-востоке Ирана – прим. «ЕЭ»), Индии следует присоединиться к российским «евразийским» коридорам – БАМу, Транссибу и Северо-восточному коридору, чтобы соединиться с Дальним Востоком и даже Японией.
— Вы работали послом Индии в Кыргызстане. Как сегодня происходит взаимодействие Индии со странами Центральной Азии и в чем ее основные интересы?
— Отношения Индии со странами Центральной Азии были хорошими еще во времена СССР, и мы будем продолжать их поддерживать на высоком уровне. Что касается региональной стабильности, то Индия активно поддерживала все региональные инициативы, исходившие от стран региона.
Вместе с тем, [годовой] объем торговли Индии с Центральной Азией не дотягивает до $1 млрд по сравнению с аналогичным показателем у Китая в $50 млрд и $30 млрд у России. На Индию приходится лишь 1% от общего объема внешней торговли Центральной Азии. Во многом это объясняется тем, что Россия и Китай непосредственно граничат с регионом и располагают работающими транспортными коридорами в регион.
Несмотря на то, что северные регионы Индии близко расположены к Центральной Азии, вследствие геополитического фактора блокады со стороны Пакистана торговля Индии с регионом, а также с Афганистаном далека от имеющегося потенциала. Поэтому Индия ищет разные варианты транспортных соединений с Евразией. Индийская и центральноазиатская экономики комплиментарны и при наличии транспортного коридора торговля может возрасти во много раз. Именно поэтому Индия продвигает проект коридора Север-Юг и стремится сделать порт Чехбехар ключевыми воротами в Центральную Азию. Если Россия, Узбекистан и Казахстан присоединятся к развитию этого порта в Иране, то помогут Индии укрепить ее положение в ШОС.
Полагаю, что Индия будет использовать ШОС, чтобы укрепить платформу отношений с Китаем и Россией, а также замедлить сближение Китая и Пакистана, которое фактически закрывает Индии прямой доступ в Евразию.
Во всяком случае, ограниченные непосредственные выгоды для Индии от вступления в ШОС окупятся с лихвой за счет улучшения доступа по дипломатическим каналам в Центральную Азию. eurasia.expert