Эксперты прокомментировали влияние последних событий в Катаре на китайские планы.
Разрыв дипломатических отношений Катара с Саудовской Аравией и рядом других ведущих стран региона негативно скажется на различных секторах катарской экономики и, по мнению многих экспертов, может усилить нестабильность на Ближнем Востоке.
Соседи по региону обвиняют катарские власти поддержке террористических организаций и действиях по дестабилизации внутренней ситуации в этих арабских государствах. Как это затронет Китай, и насколько это скажется на планах строительства «Одного пояса и одного пути»?
Китай до сих пор поддерживал тесные торгово-экономические связи со всеми участниками конфликта. В то время, как Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти в Китай, Катар занимает второе место по поставкам сжиженного природного газа. Катар, кроме того, — третий по объемам поставщик сжиженного нефтяного газа на китайский рынок.
Кроме того, у Китая были планы создания зоны свободной торговли с участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
И если контрактные поставки углеводородного сырья вряд ли будут затронуты, то планы создания ЗСТ, которая виделась важной частью реализации инициативы Си Цзиньпина «Один пояс — один путь» придется видимо отложить до той поры, когда ситуация в регионе успокоится.
Китайская дипломатия неизбежно проявляет осторожность в связи со сложной ситуацией на Ближнем Востоке и пытается маневрировать между различными игроками в интересах поддержания своего экономического присутствия в регионе.
В последние дни китайский МИД ограничился выражением надежды на то, что Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Египет, которые разорвали дипломатические отношения с Катаром, смогут урегулировать существующие противоречия с этой страной через диалог. Кроме того, Пекин подчеркивает, что нормальные отношения между ближневосточными странами необходимы для противостояния терроризму.
«Что касается Китая, то Катар и Саудовская Аравия действительно являются государствами, которые в качестве узловых пунктов находятся на маршруте «Одного пояса и одного пути». Кроме того, Катар богат ресурсами, Китай подписал с этой страной меморандум о сотрудничества, а в Дохе создан клиринговый центр для расчетов в юанях. Я считаю, что нестабильность на Ближнем Востоке продолжается уже длительное время, однако подобной ситуации раньше не возникало», — прокомментировал влияние последних событий на китайские планы в регионе эксперт из Центра финансовых исследований «Чунян» Chungyang Бянь Юнцзу (Bian Yongzu).
Он отмечает что строительство «Одного пояса и одного пути» на Ближнем Востоке сталкивается с разнообразными рисками, особенно геополитическими рисками.
«Стоит подчеркнуть, что «Один пояс один путь» направлен на укрепление сотрудничества с различными государствами с помощью строительства объектов инфраструктуры и повышения взаимосвязанности, эта инициатива уже получила поддержку Саудовской Аравии, Ирана, Катара, поскольку она отвечает интересам этих стран. Кроме того, эти страны понимают, что Китай является самым большим в мире покупателем ресурсов, и поэтому они внимательно относятся к Китаю. Поэтому в краткосрочном плане могут возникнуть небольшие затруднения, но в том, что касается долгосрочных перспектив, думаю, волноваться не стоит», — отметил он в интервью Sputnik Китай.
В свою очередь, профессор Института международных отношений Народного университета Китая Ван Ивэй (Wang Yiwei) считает, что прямо ситуация с китайскими инвестициями затронута не будет, однако растущая нестабильность может косвенно повлиять на сотрудничество Китая с государствами Персидского залива.
«Нестабильность ситуации на Ближнем Востоке имеет сильно негативный характер. Появление конфронтации между странами, в том числе осложнение ситуации в Йемене — все это конечно неблагоприятный фактор. Сейчас он не в состоянии повлиять на инвестиции, но может косвенно затронуть регион, в том числе повлиять на сотрудничество с ССАГПЗ и переговоры по созданию зоны свободной торговли. Однако, насколько велико будет влияние, сказать пока сложно», — заявил Ван Ивэй. ru.sputnik-tj.com