Почему в графике зарубежных поездок президента Узбекистана Шавката Мирзиёева пока нет Таджикистана и Кыргызстана, рассказывает политолог Андрей Грозин.
За два месяца президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил семь зарубежных поездок: два раза съездил в Казахстан и Туркменистан, и по одному — в Россию, Китай и на саммит мусульманских стран в ОАЭ.
Однако в график главы РУз не вошли Таджикистан и Кыргызстан, отмечает Sputnik Узбекистан.
Как подчеркивается, основной целью во всех зарубежных поездках являются экономические вопросы.
Если смотреть с точки зрения логистических маршрутов и уникальных ресурсов, то Бишкеку и Душанбе нечего особо предложить Ташкенту, считает заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Критически необходимых направлений сотрудничества Ташкента с Бишкеком и Душанбе не просматривается. Теоретически, может быть воссоздание единого энергетического кольца, попытки сшивания экономического пространства», — отметил он.
Но при этом критической потребности в таком сотрудничестве сейчас нет.
По словам Грозина, узбекистанская экономика долгое время находилась в изоляции и сейчас не заинтересована в экономических и финансовых возможностях Душанбе и Бишкека.
Как отметил Грозин, за всеми политическими и экономическими смыслами не стоит забывать одного простого факта — зарубежные поездки отнимают огромное количество времени и крайне тяжело переносятся физически.
«Надо понимать, что президентский график элементарно не резиновый, чтобы в короткий период запихнуть такое количество мероприятий. У президента очень много дел дома и вообще суперактивность во внешней политике меня удивляет — как вообще он все успевает. Это очень большая нагрузка» — заметил эксперт.
Он добавил, что в конечном счет дойдет время и до Бишкека с Душанбе, просто нужно подождать. В то же время Грозин оговорился, что даже в случае государственного визита, например, Мирзиёева в Душанбе или Рахмона в Ташкент, это будет воспринято как некая уступка. Да и сам по себе один визит не сможет разом решить все накопившиеся проблемы. Но то, что Узбекистан активно занялся внешней и в частности региональной политикой уже очевидно.
Напомним, Мирзиёев свой первый государственный визит в должности главы Узбекистана совершил в Туркменистан 6-7 марта.
Стороны в ходе визита главы Узбекистана подписали договор об экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы, меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества в области железнодорожного транспорта, межправительственную программу сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2017-2019 годы, программу сотрудничества между МИД двух стран на 2017-2018 годы.
Второй раз глава РУз посетил с визитом Туркменистан 19-21 мая.
По итогам переговоров стороны подписали несколько двусторонних документов в экономической, энергетической и социально-культурной сферах.
Было решено, что Узбекистан предоставит свои энергетические сети для транзита туркменской электроэнергии в Казахстан и Кыргызстан. Кроме того, Мирзиёев 22-23 марта находился в Казахстане с госвизитом.
«На проводимом в рамках Вашего визита бизнес-форуме достигнуты соглашения в объеме почти 1 миллиарда долларов. Ваш исторический визит станет началом нового этапа сотрудничества наших государств», — заявил тогда глава Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Как отмечалось, товарооборот между двумя странами вырос на 30% за последние примерно полгода. Президент Казахстана отметил, что Астана и Ташкент занимают ведущие позиции в двустороннем торгово-экономическом партнерстве в Центральной Азии. ru.sputnik-tj.com