Вчера в Бишкеке главы стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) признали устранение внутренних барьеров главной задачей объединения.
В ближайшее время в союзе рассчитывают на утверждение «дорожной карты», предусматривающей сроки устранения 60 препятствий, выявленных ранее Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Кроме того, в ЕАЭС впервые появляется страна-наблюдатель — вчера президенты «пятерки» одобрили такой статус для Молдавии, а механизм его реализации будет разработан к октябрьской встрече глав стран ЕАЭС. Возможность стать наблюдателем изучает Таджикистан, сообщает «Коммерсант».
Устранение барьеров на пути к созданию единого рынка в рамках ЕЭАС президенты «пятерки», собравшиеся вчера на заседание Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке, почти единогласно назвали одной из насущных задач объединения. Хоть общий рынок, по словам Владимира Путина, «сработал в качестве своеобразной подушки безопасности», барьеры внутри союза «к сожалению, сохраняются». Напомним, ЕЭК подготовила «белую книгу» — перечень препятствий на пути к созданию единого рынка. В нем 60 позиций, но прямо нарушают действующие нормы ЕАЭС (и поэтому проще устраняются) только девять. Президент Армении Серж Саргсян назвал «белую книгу» «важным шагом», выразив надежду, что в ближайшее время будет утверждена и «дорожная карта», которая четко формализует сроки устранения внутренних барьеров.
«Одно дело — закрепить здравые идеи в документе; совсем другое — претворить в жизнь. Здесь у союза достаточно нерешенных проблем»,— посетовал президент Белоруссии Александр Лукашенко, добавив, что в 2016 году «пятерке» не удалось остановить снижение взаимного товарооборота или устранить его причины. Чтобы сделать 2017 год «переломным в становлении» союза, господин Лукашенко предложил комплекс «первоочередных мер». В частности, белорусский президент, ранее уже выражавший недовольство «протекционистскими мерами» в ЕАЭС, предложил ввести мораторий на принятие новых правовых актов, носящих «дискриминационный характер по отношению к партнерам по союзу», и наделить ЕЭК правом контролировать его соблюдение. Также Минск продолжает настаивать на формировании общих правил ЕАЭС на случай, когда один из его участников принимает односторонние меры по защите рынка в отношении третьих государств: «Отсюда как снежный ком нарастают внутренние противоречия в союзе»,— подчеркнул господин Лукашенко.
Отметим, вопрос уже поднимался в марте на встрече премьеров «пятерки» — тогда Белоруссия заявляла о «прямых потерях» белорусского бюджета, зависящего от транзита товаров.
Не устраивает партнеров по союзу и скорость расширения международного сотрудничества ЕАЭС. Так, хотя ранее Москва и Тегеран приветствовали скорейшее завершение работы по подписанию временного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Ираном, документ так и не был подписан. Первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил вчера: «Иран запрашивает больше, чем нам дает». Страны союза «не удовлетворены» ответом иранской стороны — приводить к балансу запросы ЕАЭС и Тегерана будут на дополнительных переговорах.
Отметим, что присутствие президента Молдавии Игоря Додона сделало вчерашнюю встречу глав ЕАЭС по-своему уникальной. Молдавия обратилась с предложением о наделении ее статусом государства-наблюдателя в ЕАЭС — 3 апреля Молдавия подписала Меморандум о сотрудничестве с ЕЭК, что вызвало внутриполитический конфликт в стране. Как будет реализован этот статус, ЕЭК должна решить к следующему заседанию Высшего экономического совета (в октябре в Москве). Как сообщил вчера Игорь Шувалов, возможность стать наблюдателем в союзе изучает и Таджикистан. «Коммерсант»