Глава РУз чётко даёт понять — тесные экономические связи с ближайшими государствами для Узбекистана важнее амбиций на международной арене.
Недавно избранный президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев свои первые поездки за рубеж посвятил налаживанию отношений с соседями в Ашхабаде и Астане.
Столицу Туркменистана он посетил 6-7 марта. А сегодня Мирзиёев прибыл в Астану.
«Почему вначале именно в Туркменистан? Если бы он сразу поехал в Казахстан, это было бы воспринято на уровне массового сознания как признание кого-то особого главенствования Казахстана в регионе. Поэтому выбор пал на Туркменистан», — полагает эксперт по странам Центральной Азии, политолог Андрей Грозин.
Теперь же президента РУз ожидает важная встреча с Нурсултаном Назарбаевым. Лидерам двух республик определённо есть о чём поговорить просто в силу общности проблем двух стран.
Это и вопрос разграничения границ, и дальнейшее торговое сотрудничество двух экономических лидеров региона.
Особенно это актуально на фоне курса по либерализации национальной экономики, по которому, судя по всему, собирается в ближайшие годы следовать Мирзиёев. Отдельно на встречах в Ашхабаде и Астане обсуждался вопрос нехватки водных ресурсов, от которой в равной степени страдают все три государства.
Многие наблюдатели и аналитики ожидали, что свой первый заграничный визит Мирзиёев совершит в Москву. Однако нынешнее турне главы РУз куда больше соответствует дипломатической логике властей республики.
«Здесь нет ничего сенсационного или неожиданного. Если посмотреть на предвыборные выступления Мирзиёева, там очень чётко расписано, что основные внешнеполитические усилия в среднесрочной перспективе предполагается направить на выстраивание крепких дружественных отношений с ближайшими соседями. А всё остальное уже после. В общем-то Ташкент этого никогда и не скрывал», — пояснил эксперт Sputnik Таджикистан.
И в этом смысле первый визит в Москву является для Мирзиёева не только не приоритетным, но и в каком-то смысле нежелательным.
«У РУз и Казахстана совпадение интересов в плане выстраивания добрососедских отношений по региону. Кроме того, РК является экономическим доминатом в ЦА. И было бы странно, если бы Мирзиёев сразу поехал в Москву. Этого совсем не поняли бы в Пекине, и это очень обидело бы многих людей в Вашингтоне и Брюсселе. Зачем дразнить гусей?» — считает Грозин.
По его мнению, Мирзиёев в качестве страны своего первого визита не выбрал ни Таджикистан, ни Кыргызстан, просто потому, что выглядело бы это, мягко говоря, довольно странно, учитывая все те сложности в отношениях, которые существуют между властями в Ташкенте, Бишкеке и Душанбе.
Надо заметить, что при всём этом свои противоречия и Таджикистан, и Узбекистан понемногу преодолевают.
«Сейчас взаимодействие между странами хотя бы принципиально стало возможным. Раньше такого взаимодействия не могло быть совсем, так как Ислам Каримов проводил довольно жёсткую политику, вплоть до минирования государственных границ. Ситуация такая — в Узбекистане живут таджики, в Таджикистане — узбеки. И для них сейчас банально проще пересекать границу. Началось открытие дополнительных переходов, оживилась приграничная торговля», — рассказал порталу замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
После того как премьер-министр Шавкат Мирзиёев стал временно исполняющим обязанности главы Узбекистана, правительством республики были сделаны первые шаги по сближению с РТ. МИД Узбекистана сообщал, что стороны намерены активизировать процесс демаркации границы между двумя государствами.
Кроме того, Душанбе и Ташкент сейчас продолжают восстанавливать прямое железнодорожное и авиасообщение.
А в октябре 2016 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в РТ Шокасым Шоисламов сообщил, что в ближайшее время страна начнёт поставлять в Таджикистан автомобили узбекского производства.
В целом Шавкат Мирзиёев, скорее всего, продолжит политику своего предшественника касательно нейтралитета Узбекистана.
К счастью, для простых граждан РУз и РТ сегодняшний нейтралитет, в отличие от президентства Каримова, будет вежливым и обойдётся без перекрытия воздушного коридора, уничтожения железнодорожных путей и появления минных полей на границе.
Государство не будет, подобно Туркменистану, полностью изолироваться от международных процессов, а просто не станет принимать слишком активного участия в международных организациях и военно-политических блоках, в том числе и в ОДКБ.
В своих выступлениях Мирзиёев неоднократно подчёркивал, что его страна не будет входить ни в какие военные альянсы, не станет размещать у себя иностранные военные объекты, а узбекистанские военнослужащие никогда не будут участвовать в боевых действиях за пределами границ республики. ru.sputnik-tj.com