Визит Владимира Путина в страны Центральной Азии — сверка часов с союзниками в преддверии возможных серьезных геополитических трансформаций, уверен политолог Андрей Грозин.
Президент России Владимир Путин 27-28 февраля осуществит официальные визиты сразу в три страны Центральной Азии — Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан.
Турне станет самой масштабной поездкой российского лидера в регион за последние годы. Об интересах России в Центральной Азии и предполагаемой повестке переговоров в интервью Sputnik рассказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Визиты в страны Центральной Азии осуществляются в контексте «текущей мировой турбулентности», отметил Грозин, когда совсем непонятно, как сложится геополитическая картина в долгосрочной или среднесрочной перспективе. На данный момент непонятно, как будет складываться политика новой администрации США по отношению к Центральной Азии.
«Очевидно, что эта турбулентность заставляет страны Центральной Азии предпринимать разнообразные шаги по выстраиванию балансов стабилизации. Это касается взаимоотношений со всеми ведущими странами — Россией, Китаем и США», — подчеркнул эксперт.
В ходе переговоров на высшем уровне речь пойдет о темах, связанных с глобальной повесткой дня, уверен политолог, ведь технические вопросы, как правило, решаются на других уровнях.
Сверка часов
Эксперты пока исходят из того, что Вашингтон еще не выработал четкую стратегию по отношению к Центральной Азии, рассказал Грозин. Стратегия США будет строиться вокруг двух ключевых моментов: как сложатся отношения новой администрации с Россией и как будет выстраиваться американская политика по отношению к Китаю.
«Центральная Азия может остаться регионом, который объединяет экономические, транспортные, интеграционные проекты, предложенные Москвой и Пекином, или же стать зоной, которая все эти проекты будет разъединять, сталкивать и торпедировать. Вполне возможно, что российское руководство уже знает, каким образом западные партнеры планируют выстраивать будущее этого региона», — объяснил политолог.
Эти визиты — сверка часов с союзниками в преддверии возможных серьезных геополитических трансформаций, которые, по словам Грозина, могут «больно ударить». Вероятно, стороны обсудят, при каких условиях Россия поможет политическим системам и обществам государств Центральной Азии выстоять при геополитических и геостратегических катаклизмах.
«Понятно, что глобальные вопросы вряд ли будут представлены широкой общественности, но, безусловно, станут фоном переговоров между лидерами. Текущие вопросы также имеют больше значение, но это уже декоративное обрамление основных тенденций, которые будут обсуждаться с глазу на глаз», — подчеркнул Грозин.
Экономические, хозяйственные, финансовые, сырьевые вопросы становятся второстепенными для российских национальных интересов, в то время как на первый план выходит тема безопасности. Даже перспектива участия Таджикистана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве становится на этом фоне производной темой.
«Вопросы текущей безопасности в ходе переговоров также будут подниматься. Обсудят ситуацию южнее таджикско-афганской границы и влияние происходящего на Ближнем Востоке на Центральную Азию. Исламизм, радикализм и пути противодействия», — рассказал эксперт.
С каждой из трех республик Москва старается поддерживать тесные политические и экономические связи, и с каждой остаются нерешенные вопросы. Кроме того, подчеркнул политолог, наблюдается общая тенденция снижения уровня товарооборотов, замедления экономического роста.
«Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан — основные стратегические партнеры России в регионе. Ситуация в этих странах во многом влияет на безопасность и экономику Российской Федерации», — подытожил Грозин.
Надежды Душанбе
Киргизскую и таджикскую повестку объединяет то, что эти две страны являются партнерами России по ОДКБ. В рамках Договора о коллективной безопасности Москва уже сделала довольно много для повышения боеспособности Таджикистана, отметил эксперт. Как всегда бывает при серьезных внешних вызовах, достигнуть уровня стопроцентной боеготовности и обеспеченности всей необходимой боевой техникой невозможно, и, скорее всего, такие вопросы также будут решаться в ходе переговоров.
«Кроме того, в поле внимания могут попасть особые для Таджикистана темы, включающие ситуацию с трудовыми мигрантами, со списками невъездных в Казахстан и Кыргызстан. Душанбе надеется, что эти вопросы будут пересмотрены и отменены в значительной своей части», — рассказал Грозин.
По его мнению, решение по регламентации и нормализации ситуации с потоком трудовых ресурсов может быть принято в ходе турне российского лидера. Однако необходимо принимать во внимание объективные сложности — Россия полностью открывает трудовой рынок только для тех государств, которые находятся с Москвой в серьезных экономических объединениях, а остальные страны решают подобные вопросы на общих условиях.
Помощник российского президента Юрий Ушаков ранее сообщил, что в ходе переговоров в Таджикистане будет обсуждаться тематика взаимодействия в сфере трудовой миграции. В России работает более 870 тысяч таджикских граждан. В 2016 году они отправили на родину более 1,9 миллиарда долларов, что соответствует трети ВВП республики. ru.sputnik-tj.com