Республиканец Дональд Трамп одержал уверенную победу на выборах президента США: у него 279 голосов выборщиков против 218 у кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон.
Для многих этот факт стал неожиданностью, поскольку большинство экспертов предрекали триумф Клинтон. Когда Трамп стал вырываться вперед, мировые фондовые рынки начали падать. Экономисты мира предрекают разным валютам крах, а американскому доллару рост.
Политологи и экономисты Центральной Азии рассуждают о том, отразится ли победа Дональда Трампа на нашем регионе. Портал Tengrinews.kz, партнер «Открытой Азии онлайн» — Zanoza.kg собрали мнения экспертов из Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана и вспомнили предвыборные обещания кандидата от Республиканской партии США.
Свою предвыборную кампанию Дональд Трамп начал с обещания возвести стену на границе с Мексикой и надеется заставить ее саму платить за этот проект, говорил он также и об опасности мигрантов-мусульман и утверждал, что рабочие места в первую очередь должны доставаться американцам, а не приезжим. Миллиардер обещал максимально ужесточить пограничный контроль, лишить мигрантов доступа к социальному обеспечению и отменить все законы Барака Обамы, ослабившие ответственность для нелегальных мигрантов. Помимо этого, он обязался увеличить продолжительность декрета для матерей, создать 25 миллионов рабочих мест, защитить право на владение оружием.
Его обещания касались также налогов: закрыть лазейки для неуплаты налогов, ввести налоговые льготы для семей, снизить налоги на компании, убедиться, что налогообложение не вредит бизнесу. Что касается геополитики, то Трамп заявлял: он пересмотрел бы отношение к президенту России Владимиру Путину, но подчеркивал, что не знаком с российским главой государства и не знает, как пойдут дела. При этом он выступал все-таки за улучшение отношений с Россией и критиковал администрацию Обамы за неумение договориться с Путиным.
В целом противники Трампа критикуют его за то, что у миллиардера нет достаточной квалификации и опыта для того, чтобы руководить страной: он слишком вспыльчив, чтобы быть главнокомандующим и распоряжаться ядерным арсеналом США. А взгляды Трампа называют расистскими. Кстати говоря, он действительно популярен среди американских ультраправых. При этом предвыборная кампания Трампа не обошлась без интриг и скандалов. Его обвиняли в сексуальных домогательствах после того, как он на дебатах заявил, что никогда не приставал к женщинам и не целовал их без согласия.
В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz руководитель Центральноазиатского института стратегических исследований Анна Гусароваподчеркнула: хотя предвыборный лозунг Трампа предполагает вернуть Америке ее мощь, достаточно сложно оценивать поведение США на мировой арене в перспективе на фоне участившихся дискуссий о снижении американского влияния. Она считает, что с республиканцем Трампом политика США может стать более непредсказуемой.
Как считает Гусарова, политика США в Центральной Азии в целом не изменится. Однако есть вероятность того, что могут измениться акценты. Она напоминает, что впервые за последние 12 лет о Центральной Азии говорил кандидат-республиканец, а не демократ. Вместе с тем собеседница уверена, что на фоне усиливающихся антиамериканских настроений в регионе политика США будет сконцентрирована на реализации планов и задач в рамках «мягкой силы», поскольку продвижение демократических ценностей продолжает оставаться одним из приоритетов американской внешнеполитической стратегии.
Политолог Замир Каражанов добавил, что Дональд Трамп более интересен, чем Клинтон, его победу можно расценивать как завершение «Американского века». Он рассказал, что этот термин в 1941 году использовал редактор журнала «Life» Генри Люс, который в своей колонке высказал мнение о грядущем мировом господстве США. Все послевоенные кандидаты в президенты придерживались таких же взглядов, а Трамп им противоречит. Он хочет переложить расходы на НАТО на европейских союзников и переложить ответственность за их безопасность на их же плечи (это касается не только Европы, но и стран Азии), а Америке следует заняться своими делами, — объясняет политолог.
Он напоминает, что Казахстан пережил несколько смен администрации в США, но при этом двухсторонние отношения менялись не сильно.
Даже несмотря на то, что в администрации Буша-младшего были выходцы из энергетического сектора США, а Казахстан разрабатывал Кашаган, этот фактор не вывел отношения между странами на принципиально новый уровень. Более того, в 2005 году, еще при предыдущей администрации, из проекта Кашаган вышла компания BG Group, а при нынешней — ConocoPhillips. При этом доля Китая в проекте выросла. Вопреки ожиданиям, большая нефть не стала притягательным магнитом для США, — уверен политолог.
Тем не менее, у эксперта не вызывает сомнений, что выборы в США способны внести изменения в жизнь Центральной Азии. Политолог пояснил, что Трамп больше сторонник изоляционизма, поэтому присутствие США в Центральной Азии может сократиться. Вопрос только в том, выиграет ли от этого Центральная Азия. По его словам, однозначного ответа дать на это вопрос нельзя.
«В последние годы США реализовывали в нашем регионе ряд проектов. Например, энергетические CASA-1000 и ТАПИ (Вашингтон поддерживает реализацию региональных экономических проектов в Центральной Азии, — прим. ред. Tengrinews). Они нацелены на сближение Афганистана и Пакистана с пятью республиками Центральной Азии. Есть гуманитарные и образовательные проекты, в том числе помощь Афганистану. Сокращение присутствия США означает «заморозку» таких проектов, что не отвечает интересам стран региона. Не стоит забывать, что у США как члена ядерного клуба в сфере безопасности есть обязательства перед Казахстаном. Да и сама многовекторная политика Казахстана для нормального функционирования предполагает наличие нескольких векторов», — пояснил Каражанов.
Каражанов подчеркнул, что на процесс принятия решений в США оказывают влияние большое количество людей и лоббистских структур. По этой причине далеко не все перемены, о которых говорят кандидаты во время выборов, реализуются. Он приводит в пример Барака Обаму, который, например, обещал закрыть тюрьму Гуантанамо и вывести на новый уровень отношения Запада с мусульманскими странами. «Но, как видим, эти обещания так и остались невыполненными. В случае с Трампом все намного сложнее. Более того, если в Центральной Азии его политика закрепит лишь статус-кво, то в США может вызвать политический кризис. Ведь известно, что ему не удалось заручиться поддержкой влиятельных боссов в республиканской партии, а значит, у него есть оппоненты среди однопартийцев», — добавил собеседник. К слову, эксперт из США Сара Дорр на той же дискуссионной площадке пояснила, что Казахстан не представляет особого интереса для политических кругов Соединенных Штатов. По ее мнению, внимание странам Центральной Азии может быть уделено лишь через призму взаимоотношений с Россией и Китаем.
На той же встрече директор группы оценки рисков Досым Сатпаев заявлял, что Астане предпочтительнее будет победа Клинтон. «У обоих кандидатов есть определенная политическая программа. У Трампа — внешнеполитический реализм. России эта программа очень сильно нравится. Акцент делается на том, чтобы США не лезли в разные регионы мира и не тратили ресурсы, а занимались Америкой. То есть Америка превыше всего, такой некий тезис изоляционистов конца XIX и начала XX веков. У Клинтон политика более традиционная — политика позитивных действий. Америка должна присутствовать везде. В ее программе есть такое понятие — перебалансировка. Америка должна увеличивать свое присутствие там, где она теряет его. Центральная Азия как раз к этому относится», — отметил Сатпаев, добавив, что в целом Казахстану не важно, кто возглавит Белый дом, потому что есть большой опыт работы со «слонами» и «ослами».
«Не стоит забывать, что гигантские нефтегазовые компании, которые тут присутствуют, связаны с демократами и республиканцами. Лоббисты есть и там, и там. 30 миллиардов долларов вложили американские компании в добывающий сектор Казахстана. Если и будет влияние на Казахстан, то оно будет не прямое, а через Россию, которая везде присутствует во внешнеполитических программах обоих кандидатов. Трамп считает, что Россия должна взять под свой контроль постсоветское пространство. Но нам это не выгодно. Хиллари считает, что тут должен быть баланс. А нам это выгодно. Поэтому для Казахстана победа Хиллари будет более предпочтительной», — подметил Сатпаев.
Выборы, на которых одержал победу Днальд Трамп, в очередной раз свидетельствуют о том, что в этой стране верховенство закона и соблюдения прав человека ставится превыше всего, считает таджикский политик и правовед, первый заместитель лидера Социал-демократической партии Таджикистана Шокирджон Хакимов. Он убежден в том, что смена хозяина Белого дома не приведет к кардинальным изменениям в отношениях США со странами Центральной Азии, в том числе с Таджикистаном. «Независимо от смены президента, США всегда были последовательны в деле защиты своих интересов и стратегических целей во всем мире», — отметил Хакимов.
По мнению другого таджикского политолога, первого заместителя главы Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафарова, Дональд Трамп на выборах президента США «показал свой мужественный характер, и избиратели высоко оценили его честные высказывания и поступки». Сафаров считает, что Трамп более прагматичен и адекватен по сравнению со своим оппонентом: «В ходе предвыборной гонки его много критиковали за то, что он выступает за нормализацию отношений с Россией и ее лидером Владимиром Путиным, и я убежден в том, что Трамп может много позитивного сделать в развитии отношений Вашингтона со странами СНГ, в том числе и с Таджикистаном», — говорит политолог.
Депутат нижней палаты парламента Таджикистана, лидер Демпартии Таджикистана Саидджафар Исмонов считает, что «с победой Трампа на выборах президента США у людей всей планеты появилась надежда на то, что в мире стане меньше военных действий». Он убежден, что новоизбранный президент США принесет в мировую политику смягчение. »Людьми с таким характером, как у Дональда Трампа, не может управлять его окружение при принятии решений, он самостоятельно принимает их», — считает Исмонов. Лидер Демпартии уверен, что «подавляющее большинство бизнесменов, каковым является и Трамп, являются предсказуемыми, и с ними можно договориться по всем проблемным вопросам».
Кыргызстанский политолог Эдиль Осмонбетов считает, что независимо от того, кто победил в США, — победила демократия. «Мне кажется, что сильно внешняя политика Соединенных Штатов не изменится. Президент в Белом доме сталкивается с огромным количеством геополитических процессов во всем мире,а Центральная Азия и Кыргызстан — это всего лишь один из механизмов. Хиллари Клинтон, безусловно, гораздо сильнее во внешней политике, нежели Дональд Трамп. В конечном итоге свое отношение новоиспеченный президент будет выражать с помощью советника по внешней политике, и многое зависит именно от этой фигуры. Уже сейчас идет активное внедрение нового принципа работы США и стран Центральной Азии в формате С5+1. А это говорит о наращивании влияния Америки в регионе. События на Ближнем Востоке очень интересуют Америку. А этот регион идет в связке с Центральной Азией и Кавказом. И теперь, когда глобальные и региональные проблемы синхронизировались, США должны учитывать мнение стран и плотно работать с коллегами. Большую ставку при геополитике Соединенные Штаты делает на борьбу с мировым терроризмом и им нужны союзники. А КР нужна поддержка», — говорит Осмонбетов.
Политолог из КР Гигорий Михайлов говорит, что приход Трампа к власти может сделать политику Вашингтона более прагматичной и менее идеализированной. Отчасти сместятся приоритеты – меньше внимания будет уделяться демократическим ценностям, и больше – защите интересов американских корпораций. «Было бы крайне неразумно считать, что США под руководством Трампа в корне изменят внешнеполитическую стратегию – помирятся с Россией, вступят в союз с Китаем и выведут военные базы со всего мира. Преемственность во внешней политике сохранится. Ведь президенты в США приходят и уходят, а интересы крупных корпораций, включая военно-промышленных гигантов, – остаются прежними. Можно лишь надеяться, что Вашингтон начнет реализацию политики «разрядки», снижающей напряжение в отношения между США и Россией.
Средняя Азия далеко не самый приоритетный регион для США — ее больше интересуют процессы в Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке и, отчасти – на западных границах России. Наш регион в этом списке — один из последних.
Процессы в США несомненно влияют на жизнь в КР, но в значительно большей степени местные события зависят от местных жителей и местных политиков. Американское шоу закончилось, и было бы нелишним вернуться к окружающей нас действительности, чтобы понять: никто — ни Дональд Трамп, ни Владимир Путин, ни кто бы то ни было еще — не решат наши внутренние проблемы. Коррупция, слабое образование и разваливающаяся медицина, полный провал кыргызской науки должны волновать нас больше, чем судьбы кандидатов на противоположном краю земного шара», — резюмировал Михайлов.
Еще один политолог из Кыргызстана, Медет Тюлегенов, считает, что взаимоотношения Кыргызстана и США Трампом будут рассматриваться не как отдельный механизм геополитики, а через призму России. КР как часть Центральной Азии не так уж интересен Штатам, а вот при комбинации КР+КНР или КР+Россия — это более интересный собеседник и партнер. Если опять-таки анализировать заявления 45-го президента США, Кыргызстан может стать мостиком для налаживания отношений с Китаем и Россией. А вот в случае улучшения отношений со странами Исламского мира Кыргызстан помощником не станет. «В любом случае, сложно сразу же сделать прогнозы, необходимо ждать некоторое время», — сделал вывод Тюлегенов. Открытая Азия онлайн