Известный таджикский политик, лидер Социал-демократической партии Рахматилло Зойиров высказал свое мнение о личности президента Узбекистана Ислама Каримова и ответил на вопросы Sputnik Таджикистан о том, как после его кончины будут складываться отношения между Ташкентом и Душанбе.
Свое мнение о лидере соседней республики Рахматилло Зойиров выложил в социальную сеть фейсбук. Он отметил, что многие годы как со стороны отдельных представителей ныне действующей в Таджикистане власти, так и работников нижнего звена госаппарата, особенно накануне и в ходе выборов или других политических мероприятий, его «обвиняли» в том, то Зойиров, являясь на самом деле узбеком по происхождению, является тайным «резидентом Ислама Каримова», «агентом Узбекистана».
Но тогда он не позволял себе обращаться к Исламу Каримову, или высказывать о нем свое мнение. Сегодня, в день похорон президента Узбекистана, он решил это сделать.
«Это был выдающийся государственный и политический деятель, и не только Узбекистана, и не только региона, но и всего постсоветского пространства, в чем нам, чтобы убедиться воочию нужно немного выдержки и объективности», — написал Зойиров на своей страничке. По его словам, Каримов оставил перед всем постсоветским пространством невероятное количество вопросов, ответы на которые теперь (и особенно теперь) зависят от управленческих талантов покойного. Ведь от того, сумел ли Каримов выстроить жизнеспособную схему передачи власти в Узбекистане, зависит слишком многое в Центральной Азии и неизбежно в России. Сам лидер СДПТ уверен, что Каримову удалось выстроить такую схему, а потому дестабилизации его курса в Узбекистане не будет. «У Ислама Каримова действительно была действенная природа, которую называли авторитарной, ему приписывали нечеловеческую способность подчинять своей воле любого, кто мог противопоставить свое мнение президентскому. В этом есть большая доля истины, но она не полная. Он не только умел выслушивать дельного совета и делового собеседника, но и умел доверять и выдвигать людей, кто не боялся брать на себя ответственность, на ответственные должности, и абсолютно не по признакам родства и землячества», — замечает Зойиров.
В политике Каримова ярко просматривается дуализм, его обвиняют в деспотизме, даже людоедстве, и в этом его эпоха напоминает эпоху Сталина, при неоднозначной оценке его роли, пишет политик, но, отмечает он, в экономике, в социальной политике, в сохранении стабильности, в оценке и выборе приоритетов развития, даже в самые трудные времена, его курс своеобразный «новый курс» Рузвельта, но не в эпоху перепроизводства, а в сохранении, налаживании и развитии производства.
По мнению Зойирова, Каримов, конечно, пересидел на должности президента Узбекистана, но, тем не менее, сумел проявить свой управленческий талант и сумел после себя оставить жизнеспособную элиту политической власти, способной сохранить преемственность в развитии Узбекистана.
В интервью Sputnik Таджикистан Зойиров отметил, что в Узбекистане восторжествует политика стабильности, и кланы не пойдут на дестабилизацию. «Вопрос о преемнике уже решен, что подтверждено и поддержкой силовых структур, в особенности СНБ», — говорит он.
— Стоит ли ждать улучшения отношений между Ташкентом и Душанбе?
— Да, отношения пойдут на улучшение, так как, сторонников такой необходимости в элите Узбекистана значительно больше, чем противников. Более того, невыгодность прежнего состояния таджикско-узбекских отношений осознают во всех слоях узбекского общества. Поэтому, новый преемник не будет повторять курс Ислама Каримова в отношении Таджикистана.
— То есть, вы думаете, что в ближайшем будущем Ташкент отменит визы, наладится авиасообщение и может даже Узбекистан на Рогун согласится?
— Не сразу, но поэтапно, да. Решение вопросов наших взаимоотношений нужно разделить, как минимум, на две группы. Текущие или организационные, их можно решить очень быстро — сесть за стол переговоров и составить новый договор между странами в новых лицах. Я говорю о вопросе виз и того же авиасообщения.
Долгосрочные и стратегические вопросы взаимного сотрудничества в области экономики, торговли, культуры, включая и водные проблемы, начнут реализовываться после выборов нового президента Узбекистана, то есть к середине — концу декабря 2016 года.
— И все же, большинство экспертов уверены, что курс Каримова сохранится и после его смерти и каких-либо положительных изменений в политике РУ в отношении своих ближайших соседей ждать не стоит. Так почему вы считаете, что эти изменения все же будут?
— Чтобы реализовывать свои амбиции на лидерство, Узбекистан должен будет вести рациональную и взаимовыгодную стратегию сотрудничества в регионе. В Узбекистане понимают, что «консервация» отношений с Таджикистаном это «консервация» развития в регионе.
У Узбекистана сейчас нет хороших отношений ни с одной республикой среднеазиатского региона, а в этих условиях, улучшение отношений с Таджикистаном наиболее вероятно, так как, они были затруднены, прежде всего, на субъективном уровне — между президентами. Для нового президента это возможность преодолеть это и показать себя с выгодной стороны.
— Кто же из существующих претендентов на пост главы РУ был бы самым удобным для Таджикистана?
— Шавкат Мирзияев, ибо кроме него, другие, так называемые претенденты, Таджикистан вовсе не знают. ru.sputnik-tj.com