Корреспондент Sputnik Таджикистан постарался выяснить, почему «неисправимый таджикский Дон-Кихот», блестящий актер и режиссер Хошим Гадо чувствует себя ненужным и одиноким.
На сцене он блестяще сыграл Гамлета, Эдипа, Сухраба, Хлестакова. Его таланту аплодировали стоя, награждая такими эпитетами как «неожиданный, непосредственный, непредсказуемый, неадекватный, самый оригинальный». Он познал огромную славу и остался при этом великим неудачником.
Такова судьба Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, Лауреата премии имени Рудаки, Отличника Министерства культуры СССР, кавалера ордена «Звезда Президента», профессора и писателя Хошима Гадоева.
Беседы как таковой с известным артистом у Sputnik Таджикистан не получилось: вначале он не хотел впускать к себе в квартиру, потом долго расспрашивал, кто сюда послал и почему нужно о нем писать. Требовал убрать телефон и отказался, чтобы его вообще фотографировали.
Тогда корреспонденту пришлось прочитать его книги. Конечно, не все 73 тома, изданные в течение 20 лет, а три последние. И Гадоев «открылся» во всей своей красе: непризнанный гений с раненной душой.
Представитель высшей касты
Однажды в автобус, где сидел Хошим Гадоев, вошел мужчина с собакой. Вдруг он услышал разговор пассажиров, обращенный к хозяину собаки:
— Ваша собака — хороший артист! Она виляет хвостом и улыбается, как будто она не в автобусе, а в театре роль исполняет.
Актер ехал в театр, и ему стало не по себе. Он считает, что актерская профессия сродни работы художника, который творит. А театральных актеров вообще считает высшей кастой актерской профессии. Потому что их работа труднее, чем у актеров кино. При съемках фильма можно снять один эпизод по несколько раз, а при выходе на сцену ты выступаешь перед зрителем всего в одном дубле.
Как пришел в актерскую профессию Хошим Гадоев, мальчишка-полусирота из далекого кулябского села Порвор? Ведь в детстве, когда его отец воевал на фронтах Великой Отечественной, он и его брат были оставлены на попечение мачехи, которая практически не смотрела за ними, и они были вынуждены спать на лохмотьях, холодные и голодные.
Вот этими долгими зимними вечерами маленький Хошим, обнимая своего брата, и согреваясь теплотой, мечтал стать летчиком и улететь далеко-далеко — в космос, там, где чувствуешь себя свободным от всего и нет никаких условностей. Он даже смастерил своими руками планер.
Но в итоге, в лётное училище он не поехал, неожиданно для отца и самого себя — поступил в театральный институт в Москве. Неожиданно? А может быть, так и должно случиться, ведь среди сотни отобранных подростков сумел понять и исполнить сложную театральную задачу: перейти через воображаемую реку.
Маленький театральный этюд он сыграл с такой достоверной убедительностью, что экзаменаторы поняли: перед ними, несомненно, одарённый человек. И будущее Хошима было определено.
Он помнит свой впервые увиденный спектакль: это был «Оливер Твист» Диккенса в Театре юного зрителя. Потом каждый день посещал различные театры Москвы: МХАТ, «Современник», Большой театр, Малый театр, Театр на Таганке и много любительских театров в подвалах жилых домов. Однажды ему даже пришлось прикинуться иностранцем и попасть на спектакль «Гамлет» в исполнении английской труппы, приехавшей с гастролями в Москву.
«Я знал, что мне все равно не вытянуть в жребии единственный билет на спектакль, который дали на весь наш институт, поэтому одолжил у Женьки черные брюки, белую рубашку у Сашки, модный галстук у Славки, новенький светлый пиджак у Левы, начистил туфли до зеркального блеска», — вспоминает Гадоев.
Все это общее, только черные, тщательно уложенные кудри и горящий блеск глаз — были своими. Около театра он незаметно смешался с толпой иностранных туристов, выкрикивая что-то на своем «иностранном» языке и так попал на спектакль, чем изрядно удивил счастливого сокурсника, который выиграл тогда единственный билет.
Свое сценическое мастерство Гадоев оттачивал у известных советских педагогов Пыжовой, Бибикова, Чистякова, а уже позже режиссуру изучал у новатора сценического искусства Охлопкова, практику же проходил у знаменитого Товстоногова.
Как-то на общем собрании студентов знаменитый педагог ГИТИСа Владимир Федорович Дудин давал оценку исполнения ролей таджикской театральной студии: каждого отметил, кого-то похвалил, кого-то наоборот, пожурил, кому-то посоветовал, что сделать, чтобы сыграть роль лучше, а Хошима пропустил, лишь пристально посмотрев на него.
После собрания парень подошел к своему учителю и спросил, почему его не отметили, не оценили его труд. Тот в ответ сказал, что Хошима он сравнивает с английской лошадкой пони, которую никогда не тренируют для скачек, а просто выводят на прямую линию беговой дорожки и пускают вскачь. Эта пони всегда приходит первой и зарабатывает призы.
«С первых шагов в искусстве, своих величайших педагогов я гипнотизировал фантазиями, выдумкой, удивлял, ошарашивал, ломал каноны искусства, установленные традиции. Я был в мире искусства опровергателем многих теорий», — пишет актер в своих воспоминаниях.
Блестящий актер
С 1961 года Гадоев — актёр драмтеатра имени Лахути. Здесь он сыграл Содика в спектакле «Песня гор», Фердинанда — в «Коварстве и любви», Сухраба в «Рустаме и Сухрабе», Гамлета по пьесе Шекспира, Хлестакова в «Ревизоре» и много других примечательных ролей.
Играл на сценах Ленинабадского музыкально-драматического театра имени Пушкина (ныне Худжандский театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди), Русского драмтеатра имени Маяковского в Душанбе.
Рассказывают, что Шахбану Фарах Пехлеви, супруга бывшего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви была так потрясена игрой Хашима Гадоева и его партнеров в спектакле «Рустам и Сухраб», что заплакала и упала в обморок.
А член Академии наук искусства Германии, профессор Альфред Kypeлла и его супруга Соня, после просмотра спектакля «Коварство и любовь» Шиллера, где Гадоев блестяще сыграл Фердинанда, отметили, что «это он определяет спектакль, налагает на него печать своего таланта, при этом слишком щедро вкладывает в роль всю свою душу. Это большая находка для театра, к которой следует относиться бережно».
Кроме того, Хошим Гадоев снялся в 50 и более фильмах киностудий Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Беларуси, Алжира и других стран. Первая его киношная роль была ролью Камила в фильме «Двенадцать часов жизни» (1963 год), а последняя — роль правителя Согдианы в картине «Зов предков.Согдиана», снятой в 1995 году.
В 1971 году на широкий экран вышел фильм из киноэпопеи по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси «Рустам и Сухраб» режиссера Бориса Кимягарова, где Гадоев сыграл роль Сухраба. Создавая этот образ, актер изучал древнюю литературу, архитектуру, скульптуру, эпоху Фирдоуси, древние монеты, придумал заново костюмы… стал заниматься спортом, наращивал мускулы, укреплял руки, ноги, торс…
На Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси в 1972 году фильм стал призёром, а создатели и актеры стали лауреатами Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки. Известный российский режиссер Сергей Бондарчук как-то отметил, что «по своему мастерству Гадоев — голливудский актер».
В 1975 году на экраны вышел азербайджанский фильм «Свет погасших костров», где Хошим сыграл роль Газан-хана, героя азербайджанского эпоса. В одной из сцен актер вступил в единоборство с разъярённым быком. И снова сам, без каскадёра. Тысячи зрителей, наблюдавшие съёмки эпизода, восторженно аплодировали богатырю. Позже родник, у которого произошла эта схватка, был назван именем таджикского актёра. А в Махачкале создали музей в его честь.
А в 1990 году Гадоева пригласили на роль в фильме «Битва трех королей», где он сыграл турецкого бея Алжира Агата-Мора. Примечательный факт: эту роль должен был сыграть известный голливудский актер Омар Шариф.
«Когда я выполнил каскадёрский номер, прыгнув с парохода в море с 20-метровой высоты с обнажённым мечом в зажатых зубах, и приплыл к берегу, режиссёр фильма — Сухель Бимбарка обнял меня, сказав: «Браво, Гадоев! Вы победили Омара Шарифа». Я переспросил переводчицу, что это означает. Она ответила, что эту роль должен был сыграть этот американский актёр, но он запросил гонорар в 5 миллионов долларов, а режиссер хотел дать четыре. Потом его уверили, что в Средней Азии эту роль сыграют почти забесплатно. После съёмок я хотел получить свои гроши, но ничего не получил, деньги так и сгорели», — рассказывает Гадоев.
Кстати, на съемках этого фильма в Марокко, с актером произошел интересный случай: он спас ребёнка, упавшего в бассейн.
«Родители предлагали за спасение пачку долларов, но я, не имея в карманах ни гроша, будучи воспитанным, деньги не взял. Они спросили на плохом русском: «Какой вы нации?». Я ответил: «Таджик». По-моему, они были французами, и мужчина, обращаясь к жене, сказал: «Я не знаю такой нации». Я же своим поступком показал, что есть такая нация — таджик, который спасает детей миллионеров от гибели. Я снимался в фильмах, которые обошли весь мир, но даже велосипеда не имею, — вспоминает он и сетует, что упустил шанс купить кусок земли, построить дом, завести уток и на старости лет отдыхать на земле, а не сидеть на 10-м этаже бетонного дома, в котором часто не работает лифт», — вспоминает он.
Хороший режиссер
Театр Гадоев постигал эмоциями, а значит сердцем, и готовился к самостоятельной работе, потому что понял, что хочет быть не только артистом, послушным воле режиссёра, но и сам «править балом» — ставить спектакли. Поэтому в 1965 году он получил второй диплом — режиссерский, окончив Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе.
Сыграв на сцене и в кино более 150 ролей, он поставил множество спектаклей. Например, «Маленькие трагедии» Пушкина, где он сыграл Дон Жуана, была его дебютной работой в режиссуре. Или «Эзоп» Фигейредо. Но главным своим достижением, конечно, он считает спектакль «Эдип» Софокла, который ставился на сцене более ста раз и где он сыграл главную роль. Он готовил свою постановку более 20 лет. Пришлось долго обивать пороги, чтобы спектакль увидел свет.
Только через тринадцать лет вне плана спектакль всё же был поставлен. Впечатление от него было удивительным: аплодисменты чуть не разорвали зал! Они были адресованы постановщику и исполнителю главной роли — Хошиму Гадоеву.
«Я много слышал о легендарных трагиках, много читал о них, и только сегодня, посмотрев «Эдипа» на таджикской сцене, где в главной роли Хошим Гадоев, увидел великого трагика. Сейчас иные говорят, что театр теряет зрителя, что театр умирает. Не умрёт наш театр, пока есть такие актёры, как Гадоев», — так о нем отозвался народный артист СССР Кирилл Лавров, в то время председатель правления Союза театральных деятелей СССР. Кстати, за эту постановку и роль в ней Хошим Гадоев был удостоен высшей награды — Государственной премии СССР в 1987 году и высокого звания — Народный артист СССР в 1988-м.
С большим успехом спектакль показали и на московской сцене — в театре имени Дружбы народов. Жаль, что современники неповторимого актёра Хошима Гадо не оставили для потомков видео или аудиозаписи с его спектаклей, в его исполнении.
Кстати, в 1999 году Гадоев поставил спектакль «Шах Исмоили Сомони» по пьесе Мехмона Бахти, где сам сыграл главную роль. Таджикистан увидел поистине живого исторического героя Исмоила Сомони. Всё это благодаря Хошиму Гадоеву. А в 2008 году, к юбилею основоположника таджикской классической литературы Абуабдулло Рудаки им же был поставлен спектакль «Рудаки».
Был «Принцем», стал «Нищим»
«Я был очень смелым человеком в искусстве. Роль за ролью, с великим терпением, не жалея ни сил, ни себя, создавал свои неповторимые творения-образы. Это искусство обогащалось опытом поисков и экспериментов», — вспоминает Хошим Гадоев, а ныне подписывающийся без русского окончания, то есть — Гадо, что в переводе означает «нищий».
«Каждая моя роль была — «быть или не быть». Каждая постановка — «быть или не быть», умирала и оживала каждый день, каждый час, каждый вдох мой — это «быть или не быть». Многие говорят, что я великий гений. Нет, я не гений, я великий труженик! За пять лет учёбы вы не овладеете искусством актёра, искусство требует всей жизни», — отмечает он.
Но как получилось, что легендарный актёр с мировым именем, признанный в мировом киноискусстве, больше не играет в родном театре, не снимается в кино? И даже не преподает студентам, хотя многие годы он был их наставником в институте искусств? Как получилось, что его «выкинули за борт»?
Более десяти писем он написал в отдел культуры аппарата президента, и ни на одно не получил ответа. А он ведь мечтал поставить на таджикской сцене своего «Спартака», своего «Сократа», «Отелло», «Дон Кихота»…
«Они не вышли из меня, моей души. Им не дали выйти. И теперь — это вулкан, который бурлит во мне, грозя взрывом и кипящей лавой», — пишет он.
Гадоев давно не ходит в театр, потому что его туда не пускают — приказ нового директора. У него отобрали там гримерку. Но даже если его и пустили бы, он бы там долго не смог. Ведь таджикский театр потерял зрителя.
«На спектакли ни один порядочный, уважающий себя интеллигентный зритель не ходит. В зале не увидишь ни одного поэта, писателя, министра, театрального критика или работника Минкультуры, ни одного начальника или чиновника, от которых зависит театральное искусство. Они своими глазами увидели бы и убедились, что театр превратился в самодеятельность, в «живой труп». И никто из них не протянет руки помощи, чтобы поднять уровень театра», — с горечью говорит Хошима Гадо и объясняет это тем, что современные актёры не создают настоящие образы.
Он всю жизнь искал в искусстве своих единомышленников. Потому что считает, что актёр, художник должен быть впереди масс, вести их за собой.
«Не знаю, может моя вина в том, что сверх меры был требовательным к себе, к актёрам, к ученикам, но только я не нашёл единомышленников. Спектакль, который я ставил в институте и в театре, мне не всегда удавалось довести до совершенства, ввиду того, что я не имел надёжного ансамбля актёров. Даже в постановках «Эзоп» Фигейредо и в «Эдипе» Софокла как режиссёр-постановщик я не смог достигнуть того уровня совершенства, о котором мечталось», — считает он.
И это он говорит, несмотря на то, что его постановки всегда вызывали триумф.
После бесполезных хождений по инстанциям и всяким бюрократическим организациям со своими предложениями развития государственного искусства он понял, что в настоящее время театр и кино никого не интересуют. Поэтому 20 лет назад, великий актер и режиссер неожиданно для всех стал… писать книги. На вопрос «почему?», он пытается объяснить коротко, но ёмко:
«Актёр должен играть. Без игры на сцене он умирает. Я горю в своём огне. Я маленькое солнце, которое светит другим, сгорая. Я нашёл выход. Чтобы не потерять связь с моим народом, стал обращаться к вам, мои дорогие зрители и почитатели через книги. Я надеюсь, что мои книги облегчат вам путь, особенно пожилым и немощным», — отмечает Гадоев.
Сегодня он, этот неисправимый Дон-Кихот таджикский, как он сам себя называет, совсем один. Семья, друзья, ученики — все оставили его с его проблемами, с «тараканами в голове». Поэтому он с недоверием уходит в себя, в своё одиночество, в свою космическую даль. Может, чтобы уберечь свою душу от лишней боли? ru.sputnik-tj.com