Власти Таджикистана обещают нашим мигрантам, работающим в России, наконец-то решить вопрос с их будущим пенсионным обеспечением.
Пока же страна, где мигранты работают, не заботится об их старости, а страна, где они живут, не учитывает трудовой стаж за границей. Подробности — в материале «АП».
Заместитель министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Нурулло Махмадуллозода на прошлой неделе заявил СМИ, что подготовка проекта соглашения между Таджикистаном и Россией об урегулировании пенсионного обеспечения таджикских трудовых мигрантов завершена, и сейчас эксперты двух стран согласовывают механизмы выполнения данных договоренностей.
По его словам, за последние два года количество таджикских трудовых мигрантов в России увеличилось, и к концу 2015 года их число достигло 500 тысяч человек. В случае подписания этого соглашения у полумиллиона мигрантов появится возможность получать пенсии. Кстати, также следует напомнить: по данным Миграционной службы России, там в конце прошлого года находилось на заработках миллион граждан Таджикистана.
Нурулло Махмадуллозода заявил, что российские власти проект этого соглашения для согласования направили в правительство Таджикистана.
— У нас больше нет серьёзных противоречий с Россией по вопросу пенсионного обеспечения, — заявил чиновник.
Взаимный трансферт
Споры вокруг этих договоренностей в рамках рабочих групп двух стран шли не один год. Проектом нынешнего соглашения предусматривается, что сумму пенсионных выплат для мигрантов будут назначать и выплачивать российские социальные фонды.
Комментируя данный документ, начальник управления миграции Минтруда РТ Моеншо Махмадбеков в интервью «АП» заявил, что пенсионными выплатами будут обеспечены те лица, которые официально работают на территории РФ и обеспечены социальным страхованием. То есть, по новому соглашению, официально работающие мигранты обязаны выплачивать социальный налог. В таком случае, таджикская сторона в пенсионный период этого гражданина получит обратно эти средства у России и будет их выплачивать трудовому мигранту в качестве пенсионного обеспечения. С учетом образовавшейся суммы российские власти определят размер пенсии таджикским мигрантам.
— Несмотря на принимаемые меры и достигнутые договоренности, в вопросах трудовой миграции существуют определенные сложности. После прошлогоднего ужесточения миграционного законодательства России в 2015 году более 30 тыс. трудовых мигрантов было выдворено за пределы РФ или для них был закрыт въезд на определенный срок. Бывают случаи, что трудовые мигранты возвращаются на родину инвалидами, так как работодатели не заботятся о технике безопасности своих рабочих, и за это никто не отвечает. Но самый больной вопрос для нас сейчас — это пенсионное обеспечение наших трудовых мигрантов. Многие из них работают в России десятки лет, платят там налоги и делают взносы, но рассчитывать на пенсию не могут. И вот, согласно подготовленному проекту соглашения, этот вопрос будет урегулирован. Такого рода механизмы для иностранцев предусмотрены во многих странах мира, — говорит М.Махмадбеков.
Однако дата подписания документа пока неизвестна. За подробностями мы обратись в Агентство социального страхования и пенсий при правительстве РТ, где нам в ближайшее время пообещали предоставить подробный комментарий.
Рисков для мигрантов нет?
Ряд экспертов придерживается мнения, что власти обоих государств вряд ли заинтересованы в подписании договоренностей по социальной защите трудовых мигрантов, в том числе — создании накопительных пенсионных и страховых фондов, а если даже оно будет подписано, результатов все равно вряд ли можно ожидать.
Эксперт Хайруллобек Шарифкулов считает, что для самих мигрантов процесс перехода на новую систему будет проходить безболезненно, так как система на них никакого дополнительного налогового бремени не окажет. «Здесь, скорее, нужно говорить о готовности Агентства соцстрахования и пенсий, а не мигрантов, так как у него прибавится работы: ведение дополнительного учета, перевод части пенсий в Россию и из России, обмен информацией с Пенсионным фондом России и так далее», — считает эксперт.
Другие специалисты, говоря о необходимости решения пенсионного вопроса трудовых мигрантов, прогнозируют, что подписание не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым, в первую очередь, из-за высокого уровня нелегальной трудовой миграции и неопределенности механизмов реализации соглашения.
— Практика применения таких соглашений не затруднительна. Взять, к примеру, пенсионеров, которые работали в Таджикистане и уехали в РФ. На основании справок из Таджикистана им выплачивают пенсии. Но все же это будет больше работать на бумаге, нежели на практике. Из всех работающих мигрантов, максимум, 5% официально оформлены и получают «белую» зарплату с соответствующими удержаниями и выплатами социальных налогов со стороны работодателей, — сообщил экономист Самиджон Носирджонов.
Собеседник считает, что может возникнуть вопрос: как трудовые мигранты работают нелегально, если они имеют патенты?
— Патент — это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются. Потому что российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог. Поэтому частный сектор или бизнес заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, — считает эксперт.
Часть «пакета ЕАЭС»
Между тем, кризис российской экономики, по мнению некоторых специалистов, может привести и к такому сценарию, что даже российские граждане потеряют свои пенсионные накопления. В такой ситуации даже такое хорошее начинание «на бумаге», как межгосударственное соглашение, основные последствия которого отложены во времени, не может стать гарантированным решением.
Независимый экономист Константин Бондаренко, позитивно отзываясь о подготовленном соглашении, отмечает, что будущие пенсионные выплаты находятся в прямой зависимости от экономической ситуации в России и Таджикистане, причем, в гораздо большей степени, нежели от доброй воли правительств.
— Подписание соглашения дает, скорее, некие надежды, нежели гарантии решения проблемы. Деньги, поступающие в бюджет или государственные пенсионные фонды, расходуются по принципу: «здесь и сейчас», а настоящей и надежной накопительной системы ни в России, ни, тем более, в Таджикистане не существует.
По мнение эксперта, более выгодным решением было бы не увеличение налоговой нагрузки на мигрантов, впрочем, как и на другие категории граждан, а предоставление им возможности самим распоряжаться своими средствами.
— При этом важно объяснять гражданам о необходимости создавать свои накопления и не рассчитывать на государственное обеспечение в старости. Тем не менее, такой подход не выгоден как раз другой стороне. Правительства многих стран стремятся получить средства граждан именно сегодня, чтобы закрыть свои текущие обязательства. А накопление будущих обязательств для них является меньшей проблемой. В краткосрочной перспективе также существует риск иного рода: то, что пенсионное соглашение станет частью «пакета ЕАЭС», и его имплементация будет поставлена в зависимость от решения Таджикистана о вступлении в данный союз, — считает К.Бондаренко. news.tj