Какая идеология больше всего подходит Таджикистану? Почему Советский Союз нельзя возродить?
Накануне 25-летия распада СССР Sputnik Таджикистан побеседовал с доктором исторических наук, профессором, одним из членов комиссии от правительства на межтаджикских переговорах Ибрагимом Усмановым.
Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР 26 декабря 1991 года. А чуть раньше, 9 сентября, внеочередная сессия Верховного Совета республики единогласно приняла Постановление о провозглашении государственной независимости Таджикистана.
Но, даже приняв Декларацию о государственной независимости, Таджикистан все еще надеялся на Союз. Председатель Верховного Совета Таджикской ССР Кадриддин Аслонов в обращении к народу тогда сказал: «Независимый Таджикистан не мыслит себя вне Союза и выступает за ускорение подготовки и подписания договора о Союзе суверенных государств на равноправных и взаимовыгодных условиях».
«В 1991 году я был деканом факультетов таджикского языка и литературы, журналистики и перевода Таджикского государственного университета (ТГНУ). О том, что мы постепенно идем к демонтажу СССР, было ясно еще в 1989 году. В те годы я опубликовал ряд статей в газетах, в которых призывал власти защитить то, что мы имели. В частности, у меня была статья — «Кладбище денег». Самый, если можно так сказать, первый вред, который республика ощутила в то время, был от того, что Таджикистан стал кладбищем для умирающих советских денег», — рассказывает Ибрагим Усманов.
По его словам, тогда в Таджикскую СССР ехали все, особенно прибалтийцы, которые не использовали эти деньги, они скупали у все, что было достойно покупки, а местные, в свою очередь, за эти уже никому не нужные бумажки продавали все, что у них было.
«Потом я написал статью — «Не хотелось бы, чтобы наступил новый год», где говорил об опасениях, что новый год будет для нас последним годом нормальной жизни. Я имел в виду 1991 год», — вспоминает он.
Остановить распад было невозможно
Ибрагим Усманов участвовал в референдуме за сохранение СССР, который прошел в марте 1991 года. Его отправили наблюдателем в Вахшский район.
«И я вам скажу, тогда там за сохранение Союза проголосовали 90% населения. Да и по стране эта цифра была очень велика (по официальным данным — порядка 96 процентов, — ред.). Представьте тогда ситуацию в Таджикистане. В стране не было правительства, которое могло бы править, не было оппозиции, которая могла бы выйти против этого правительства. В 90-91 годах был просто хаос, поэтому я считаю, что и выборы президента тогда и референдум были честными и демократичными. Никто не мог заставить людей голосовать так или иначе, потому что, повторюсь, внешние силы — ни правительственные, ни антиправительственные не имели влияния», — говорит профессор.
В распаде Союза Усманов винит руководителей страны.
«С утра я записал для себя несколько стихотворений. В одном из них говорится об образе человека, руководителя, он очень соответствует тем руководителям СССР, и Горбачеву и таджикским лидерам и других республик тоже.
Эй басо марди соддаи нодон,
Ки сафар пеша кард, рох набуд
Рохбари корвон шуд, охир
Корвонро ба дасти гург супурд.
В переводе звучит примерно так:
Был простак, решил он выйти в путь.
Он не знал ни слов, ни дела суть.
Стал главой каравана как-то он
И в конце караван к волкам привёл.
Горбачев был таким человеком, он не знал, куда вести этот караван жизни и, поэтому, шаг за шагом, начиная с 1986 года начал уступать тем, кто так давно от него этого ждал. Мы получили 1991 год. Я говорю об европейцах и американцах. Когда Горбачев получал Нобелевскую премию, выступая, он сказал, что-то вроде: «что сделал я в Советском Союзе, нужно было больше вам, нежели нам». Он обращался к людям, которые дали ему эту премию», — вспоминает Усманов.
Истинные руководители и ненужные коммунисты
По его словам, никто не в силах был что-то изменить. Шел распад и все что лично он мог тогда сделать, это постараться сохранить Компартию.
«Я мог повлиять на то, чтобы многие из представителей интеллигенции остались в рядах партии. Я был тогда членом бюро компартии Таджикистана. В конце 1990 года из партии ушли те, кто ею правил, за ними последовали простые коммунисты. Но мы тогда сохранили партийную ячейку в ТГНУ, она существовала пока не сменилась власть, пока не изменилась вся ситуация. Сам я был коммунистом до 1994 года», говорит он.
В 1994 году (на тот момент Усманов был председателем Госкомитета по телевидению и радиовещанию, — ред.) комитет приехал в Москву на первый раунд межтаджикских переговоров. «Независимая газета» опубликовала статью, в которой назвала Усманова и Амиркула Азимова (тогда — госсоветник президента РТ по вопросам обороны и правопорядка, — ред.) коммунистами. Переговорщиков от оппозиции назвали истинными руководителями государства.
Когда делегаты возвратились с переговоров, руководство страны предложило Усманову покинуть партию. Он согласился выйти только из членства бюро компартии.
«А в 1995 году на выборах моя же партия меня не поддержала в округе, где я баллотировался. Я все-таки победил, но тогда решил, что нужно уходить. Правда уже позже, в 1996 году, когда в стране началась борьба против компартии, когда началась конфискация ее имущества, я беседовал один на один с руководителем государства, сказал, что партию и ее возможности нужно сохранить. Я просил за партию не как коммунист, а как частное лицо. Так же тогда поступил и тогдашний министр иностранных дел Талбак Назаров.
В 1998 году я узнал, что меня исключили из партии, это было неприятно и странно для меня, ведь я сам ушел из нее задолго до этого».
Я остаюсь марксистом
Усманов признается, что хотя он больше не член компартии, но по идее и своему мировоззрению он остается марксистом.
«Я думаю, в условиях, в которых мы живем, я имею в виду условия мусульманского востока, в условиях России, Китая, Индии, эта идеология более гуманна, нежели другие. Потому что она опирается на самую низшую прослойку общества», — говорит он.
Все эти регионы очень многолюдны, здесь классовая борьба не может быть такой, каковой она является в европейских странах. И мировоззрение в этом регионе больше связано с религией, нежели с чем-то другим, хотя эти государства и являются секулярными. Там, где есть влияние религии, там есть и влияние общин и там же, наверняка, идея коммунистическая, идея марксистская более приемлема. Сейчас, по его мнению, в Японии стало больше иметь значение именно это явление, так как все в основном опирается на коллективизм, а коллективизм, как известно, основа теории Маркса, считает Усманов.
«Я считаю, что СССР — это самый лучший период в истории таджикского народа, в нашей самой даже древней истории. Это для нас самый яркий, самый народный период. В этот период мы начали узнавать своих предков, начали познавать и пропагандировать нашу великую литературу. Мы вошли в мировую культуру, объединились с ней. В этот период у нас появился свой город, свое село, свой дом, свое имущество. До революции же мы были одним из самых отсталых народов среди государств мира, я имею в виду Бухару. Почти 70 процентов населения нашего государства жили в самых наихудших условиях. В годы советской власти все изменилось. Да, хочется вернуться к советскому образу жизни, но такого объединения, которое было у нас тогда, не получится и поэтому стремиться к этому нет смысла», — подытоживает профессор.
Справедливость нужно восстанавливать внутри собственной страны
«В годы Ельцина и Горбачева мы так много друг о друге сказали, написали, так сильно вымазали друг друга грязью, что думать о том, что мы можем сейчас объединиться, создать общее государство — это не может стать даже мечтой. Вражда, которую мы посеяли в наших сердцах в годы правления этих людей, осталась надолго. Могут быть разные союзы, общие интересы, экономические или политические, но это не единое государство», — считает историк.
По его мнению, чтобы наладить отношения, необходимо внутри каждой страны восстановить справедливость, которая была при советском государстве.
Надо дать достойную оценку того, что сделали Горбачев и Ельцин. Надо вернуть названия святые для миллионов советских людей. Ведь когда разрушают памятник русскому солдату где-то в Польше это оскорбление для всех — русских, таджиков, украинцев, грузин, отмечает Усманов.
То же самое отношение к общим ценностям должно быть и внутри стран, а сейчас, по его мнению, страны, фактически, ненавидят друг друга.
«Неважно и не нужно восстанавливать коммунистическую идеологию, важно возродить наши общие ценности, возродить дружбу народов. Она была и это нужно помнить. Хотим мы или нет, у нас есть 70 истории нашего общего государства, и мы должны выделить ценности этого государства, ставить их на первое место при взаимоотношениях. И тогда мы сможем восстановить ту память и привлечь к себе тех, кого мы обидели, целые народы и республики, которые мы обидели за последние годы. То отчуждение, то недопонимание и даже ненависть что была и где-то есть между нашими странами сейчас, затрудняет даже сближение по отраслевому сотрудничеству. Пример, экономический союз. По существу он для всех государств бывшего СССР полезен, но вот то, что осталось с тех времен, не дает нам сблизиться», — уверен он.
Старый друг лучше новых двух?
С другой стороны, считает Усманов, нужно отметить, что государства за все эти годы после развала СССР так и не нашли себе другого друга.
Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова и Узбекистан вошли в организацию за демократию и экономическое развитие — ГУУАМ. После Узбекистан, Туркменистан и Казахстан начали сближаться с Турцией, думая, что родственный язык даст им возможность развиваться.
«Что в результате? Ни у кого ничего не получилось, каждый вернулся на свое пространство», — считает историк, добавляя, что страны, выбравшие в союзники США, а не Россию, не выиграют от такой дружбы.
«Подумайте, даже те прибалтийские государства, которые считали, что их сближение с Европой сделает их жизнь лучше, не дождались этого, нынешняя их жизнь не стала лучше. Я был в Риге после, видел мещанское отношение рижан друг к другу. Они не стали полноценными европейцами, они опустились гораздо ниже, чем там было во времена СССР. Я могу сравнивать, так как был в тех государствах и в советское время и сейчас», — считает он.
«Может, пройдут годы и нам удастся, может не всем бывшим государствам, может с новыми государствами, создать такой союз, который мог бы обеспечить независимость каждой из этих стран и в то же время создать крепкую экономическую и политическую связь. Независимость для каждой из этих стран — главный рычаг. Этот процесс, процесс защиты национального интереса наверняка еще лет 50 будет сохраняться, пока не улучшится экономическая ситуация на всем постсоветском пространстве», — верит Усманов.
Ибрагим Усманов доктор исторических наук, профессор. Окончил факультет журналистики ТГНУ и аспирантуру Московского госуниверситета.
Работал корреспондентом газеты «Точикистони Совети», преподавал в ТГНУ, был советником Кабульского университета (Афганистан), деканом факультетов таджикского языка и литературы, журналистики и перевода ТГНУ, председателем Комитета по телевидению и радиовещанию.
В середине 90-х — государственный советник президента РТ по науке и социальным вопросам. В 1995-2000 годы — народный депутат Маджлиси Оли, председатель Комитета по международным делам, межнациональным отношениям и культуре. В 1997-2000 — председатель Подкомиссии по политическим вопросам Комиссии по национальному примирению.
В 2000-2001 — депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли, председатель комитета МН по науке, образованию, культуре и молодежной политике.
С декабря 2001 по 6 января 2004 — госсоветник президента по социальному развитию и связям с общественностью.
С 6 января 2004 года — первый заместитель министра культуры РТ. В настоящее время пенсионер. ru.sputnik-tj.com