Заявление заместителя министра экономики и торговли Таджикистана Умеда Давлатзода о том, что даже Нобелевские лауреаты не могут предсказать длительность кризиса в стране, в интервью Sputnik прокомментировали эксперты.
По их словам, власти страны давно потеряли рычаги экономического управления и не контролируют ситуацию.
По мнению Дмитрия Александрова, эксперта по странам Средней Азии отдела СНГ, кризис в Таджикистане начался не вчера — страна стабильно занимает лидирующие позиции в рейтинге государств, зависящих от средств, присылаемых трудовыми мигрантами на родину.
«Когда у вас от 30% до 40% ВВП составляют переводы рабочих из-за рубежа, сложно эту зависимость ликвидировать за короткое время. Нездоровая ситуация, когда экономика настолько зависима от чего-либо», — отметил эксперт.
По его словам, сегодня экономика России испытывает определенные трудности, отток таджикских мигрантов наблюдается больше года. Экономическая ситуация на постсоветском пространстве в целом не очень хорошая.
«Те мигранты, которые работали в Казахстане, например, тоже испытывают трудности, при том, что Казахстан — лидер по экономическому развитию в регионе. Министерство экономики Таджикистана не может сказать, когда закончится экономический кризис. Логично, учитывая, что власти никак не могут на него повлиять. Обвинять Россию в усугубившемся кризисе неправильно», — рассказал Александров.
Нужно выстраивать экономику таким образом, чтобы не зависеть от внешних игроков, отметил он.
«Раньше на все вопросы о проблемах таджикской экономики было принято отвечать, что они связаны с последствиями гражданской войны. Сейчас такие отговорки не актуальны. Со времен окончания войны прошло уже около 20 лет. За это время можно было сделать больше, но по сей день эффективных мер у руководства Таджикистана нет. До недавнего времени была надежда, что рост в России будет продолжаться бесконечно и что можно рассматривать трудовых мигрантов как источник постоянного денежного потока, но эти расчеты оказались неверными», — подчеркнул эксперт.
Ситуация по прогнозам Александрова в ближайшее время кардинально не изменится — для этого просто нет необходимых рычагов.
«Надо было накапливать резервы. В Таджикистане будут ждать, когда в целом ситуация в экономике постсоветских стран изменится, а пока ограничатся объяснениями своему населению, что тяжело не только дома, но и в соседских станах», — заявил он.
Определенное влияние на положение дел Таджикистане действительно оказывает экономическая ситуация в России, подтвердил советник директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Геннадий Чуфрин.
«Главным образом это касается денежных переводов, которые отсылают на родину трудовые мигранты. Степень зависимости Таджикистана от таких переводов чудовищная: больше 40% ВВП. Неслучайно Таджикистан решил поставить вопрос о вступлении в Евразийский Союз в расчете на то, что это может повлиять на положение таджиков, работающих в РФ. Таджикистан сейчас нуждается в очень серьезных экономических реформах, но денег на это у правительства нет», — считает эксперт.
В качестве одного из вариантов выхода из кризиса Душанбе рассматривает укрепление отношений с Москвой, отмечает Чуфрин.
«Но есть и другой источник —сотрудничество с Китаем, которое за последнее время существенно возросло. Я думаю, что замминистра экономики и торговли Таджикистана Умед Давлатзод знает о состоянии этого сотрудничества достаточно хорошо. Других потенциальных источников укрепления таджикской экономики я не могу назвать», — подытожил он.
Во вторник заместитель министра экономики и торговли Таджикистана Умед Давлатзод не смог ответить на вопрос о том, когда закончится текущий кризис.
По словам Давлатзод, предсказать длительность кризиса не смогут даже Нобелевские лауреаты по экономике. Давлатзод пожаловался на международные финансовые институты — Всемирный банк и МВФ, которые, ссылаясь на отрицательное влияние санкций против России и падение объемов денежных переводов таджикских мигрантов, показывают рост таджикской экономики на 2-2,3% меньше реального показателя. ru.sputnik-tj.com