Еще до грузинского, украинского и сирийского кризисов экс-госсекретарь США, а ныне один из главных кандидатов в президенты этой страны – Хиллари Клинтон важнейшей стратегической целью официального Вашингтона назвала торпедирование и разрушение политических и экономических интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
В дружбе и сотрудничестве постсоветских государств в воспаленном воображении янки, по всей вероятности, вырисовывается некий прообраз «единого и могучего» государства, каким был СССР, что представляется им серьезной угрозой «жизненно важным интересам» в Евразии, крахом мечты о глобальном мировом господстве. «Интересы» Вашингтона, как известно, заключаются в беспрепятственном доступе к богатым сырьевым и энергетическим ресурсам региона, в возможности влиять к своей выгоде на происходящие здесь политические процессы, в том числе в плане культивирования лояльных и управляемых правящих режимов, по типу киевского.
Конечно, старания американцев и их европейских партнеров по НАТО и ЕС, направленные на разобщение и нагнетания напряженности в отношениях между отдельными странами Содружества, приносят им порой известные стратегические «дивиденды». Примеры Украины, Грузии, Молдовы свидетельствуют именно об этом, являясь одновременно «поучительным» уроком для тех независимых постсоветских республик, которые находятся на мушке разработчиков «цветных» революций. Руководящей элите этих республик внушается мысль, что «интеграция» с Россией, — это прямой путь к потере независимости, превращению в сырьевой и экономический придаток коварной Москвы.
Зачем и в чьих интересах, задаются вопросом эксперты, в последнее время яростному политическому остракизму и дискредитации подвергается такой уже достаточно продвинутый и перспективный проект, как Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), в рамках которого достаточно успешно работают и развиваются Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия? Только с единственной и плохо скрываемой целью: воспрепятствовать дальнейшему расширению, усилению привлекательности этого объединения, интерес к которому уже проявляет и ряд государств за рамками постсоветского пространства. Именно это раздражает и беспокоит в первую очередь заокеанских экспансионистов, которые все еще не оставили надежд и попыток основательно и надолго обосноваться на «хлебных» территориях Евразии.
Но в состоянии ли западные пропагандисты опорочить, опровергнуть и очернить те базовые справедливые принципы, которые положены в основу жизнеспособности и функционирования ЕАЭС, о которых часто умышленно не упоминается в европейской и американской прессе? Задача для них – не из легких Трудно скрыть от международной общественности, что в основу создания и функционирования Союза положены такие принципы, как равноправие, прагматизм, взаимное уважение, сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета каждого участника объединения, что неукоснительно соблюдается и исполняется.
Стоит добавить, что все государства-члены объединения на равных пользуются согласованными правилами и преимуществами: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Плюс ко всему прочему – скоординированная политическая линия, способствующая успешному решению социально-экономических проблем в интересах всех участников ЕАЭС.
Очевидно, для того, чтобы хоть как-то нивелировать, погасить притягательную силу политических и экономических преимуществ от пребывания в составе ЕАЭС, в последнее время экспертные круги Запада «увлеклись» анализом и распространением искаженной информации о «позиции» руководства отдельных стран Центральной Азии, касающейся их намерений, связанных с возможным полноформатным присоединением к привлекательному Союзу. Как известно, «пищу» для размышлений на этот счет в свое время дал западным пропагандистам президент Узбекистана – Ислам Каримов, поспешно заявивший о том, что членство в ЕАЭС может, якобы, привести к ослаблению и размыванию суверенитета и независимости «младших братьев» по Союзу, к которым, видимо, были отнесены все остальные его участники, кроме России!
Время, однако, показало, что слова эти не стали ни пророческими, ни справедливыми. Судя по всему, и официальный Ташкент видит теперь в деятельности этого Большого Союза много позитивного, отчего было бы грешно отказываться раз и навсегда, если блюсти национальные интересы и не поддаваться сомнительным конъюнктурным соображениям.
Тем не менее, тезис о таящейся опасности для независимости и ограничения условий для «многовекторного» политического и экономического курса в ряде стран ЦА не потерял своей актуальности, особенно в условиях, когда эта фальшивая «страшилка» постоянно распространяется и культивируется в западной прессе. Более того, на Западе с видимым политическим садизмом готовы комментировать и на свой лад смаковать те или иные недоразумения и шероховатости в отношениях некоторых центрально-азиатских стран с Россией, которые возникают порой по вине отдельных чиновников высокого ранга, никак не определяющих большую политику.
Рассуждая, к примеру, о времени и условиях присоединения Таджикистана к ЕАЭС, западные «пропагандисты и агитаторы» искусственно принялись педалировать вопрос, связанный с вопросами сотрудничества Душанбе и Москвы в гуманитарной области, в частности, в сфере образования. Речь идет, в частности, о «неправомерном» со стороны министерства образования Таджикистана недавнем назначении новых директоров филиалов Московского института стали и сплавов и Московского энергетического института, в обход известных полномочий и прав их российских ректоров.
В этом же контексте утверждается, что в прошлом году местные чиновники «от образования» изменили порядок отбора таджикской молодежи для поступления в филиалы этих вузов, главным условием которого стал не уровень владения русским языком, как было ранее, а лишь знание таджикского языка. Удивляют далеко идущие выводы из этих вполне разрешимых коллизий, констатирующие, якобы, появление серьезных изъянов и политической коррозии в стратегическом партнерстве Москвы и Душанбе.
Несомненно, одно: западные аналитики зациклены на поисках любых, самых мелких и неблаговидных поводов и причин, чтобы бросить тень на характер и глубокое содержание дружбы и сотрудничества между двумя странами, сорвать или хотя бы отсрочить намерение властей Душанбе воссоединиться с проверенными партнерами по ЕАЭС. Но эти попытки как неуклюжи по сути, так и обречены на провал в принципе. Ведь, как известно, в самом Таджикистане, по данным опроса, около 70 процентов молодых людей в возрасте до 35 лет и 75 процентов представителей старшего поколения положительно относятся к евразийской интеграции. Естественно, для официальных властей это своего рода политический карт-бланш, позволяющий серьезное и ответственное изучения всех плюсов и возможных минусов вступления республики в ЕАЭС, хотя о конкретных сроках речь пока не идет.
Но очень важно другое. Как отмечает влиятельный в экспертных кругах Евразии таджикский аналитик Комрон Хидоятзода, «Россия воспринимается в Таджикистане как лидер и ближайший союзник». Вступление Таджикистана в Евразийский экономический Союз, подчеркивает он, — это веление времени, другого выхода у властей Душанбе нет, хотя бы потому, что это даст возможность занять внутренние трудовые ресурсы, которые ежегодно увеличиваются на 140-150 тысяч человек.
Вместе с тем, отмечает тот же Комрон Хидоятзода, Таджикистану одинаково важны партнерские отношения с другими государствами Содружества и ШОС, также, как и с Вашингтоном и его союзниками, которые стали активно инвестировать капитал и технологию в развитие экономики страны. Конечно, полагает аналитик, надо обязательно учитывать появление в регионе мощных и влиятельных игроков – США и их партнеров, политика которых направлена на ослабление роли России в ЦА. Так что, их воздействие на экономическую и политическую ситуацию в Таджикистане и других странах региона становится все более ощутимым. Но это не может в решающей степени повлиять на определяющую тенденцию в политике властей Душанбе – прочную интеграцию в масштабах Содружества, что является залогом и непреложным условием национальной и экономической безопасности страны.
На данном этапе, очевидным и самым главным мотивирующим импульсом для вступления Таджикистана в ЕАЭС является решение вопроса таджикских трудовых мигрантов, за счет денежных переводов которых формируется больше 40 процентов ВВП страны. По официальным данным, в трудовой процесс на территории России вовлечено более 1 млн. граждан Таджикистана, а по неофициальным — более 2 млн. человек. В случае членства республики в ЕАЭС будут сняты ограничения на передвижение рабочей силы на пространстве не только России, но и других участников ЕАЭС. Предполагается также отмена патентов, стоимость которых в России заметно возросла с 1 января 2016 года, а также специальных разрешений на получение работы. Помимо урегулирования процедуры, связанной с экзаменами на знание языка, культуры, истории и основных законов, к примеру, России или Казахстана, таджикским мигрантам гарантируется равное социальное обеспечение, включая бесплатное медицинское обслуживание.
По мнению ряда экспертов, власти Душанбе ждут от России создания в рамках ЕАЭС программы развития реального сектора экономики и совместной индустриализации по образцу деятельности Российско-Киргизского Фонда, реализации интересующих Душанбе энергетических проектов и решения «водных» противоречий с Узбекистаном. Помимо этого, на повестке дня стоят вопросы создания прямого железнодорожного сообщения с другими членами ЕАЭС, компенсации неизбежных, по мнению таджикских чиновников, краткосрочных потерь Таджикистана в части таможенных пошлин. Активное включение России в решение этих вопросов станет действенным фактором в процессе евразийской интеграции республики.
Кроме того, отмечают они, вхождение Таджикистана в ЕАЭС позволит этому объединению полнее использовать потенциал Китая, который заинтересован в реализации экономического проекта «Нового Шелкового пути». Следует также иметь в виду, что ЕАЭС выстраивает зону свободной торговли с Вьетнамом, на высокой стадии подготовки создание такой же зоны с Ираном и Пакистаном. Поэтому есть все основания учитывать тот факт, что ЕАЭС становится частью Большой Евразии, и это только усиливает и обосновывает привлекательность и востребованность Таджикистана в этой большой экономической и политической семье.
Некоторые аналитики в Евразии утверждают, что вхождение Душанбе в ЕАЭС позволит эффективно задействовать транспортный коридор с Китаем и наладить экономическое взаимодействие с Ираном. Новая платформа для экономического партнерства Большая Евразия предполагает, как отмечал президент России, соединение двух интеграционных объединений, цели и задачи которых во многом идентичны и направлены на создание в регионе условий для взаимовыгодного сотрудничества на основе стабильного политического климата. Именно в этом заинтересованы уже действующие участники ЕАЭС и те страны, которые вынашивают намерение к ним присоединиться, в том числе и Таджикистан.
Виктор Барсов, публицист. Avesta.Tj