ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ и поддержка экспорта являются популярным вариантом экономической политики для многих постсоветских стран. Следуя их примеру, Таджикистан также выбрал курс на импортозамещение, закрепив выбор в стратегических документах: Национальная стратегия развития на период до 2030 года (НСР РТ) и Программа среднесрочного развития республики на 2016–2020 гг.
Импортозамещение упоминается в них как важный элемент «новой модели» экономического роста. Вместе с тем, содержание вопроса импортозамещения в значительной мере носит декларативный характер. Т.е. выбор стратегии импортозамещения оценивается как некое безальтернативное благо, без должного внимания к анализу возможных альтернативных издержек.
В мировой практике теоретические основы политики импортозамещения, так же как и результаты ее имплементации, часто подвергаются обоснованной критике экономистов из-за негативных последствий. Ограничения на импорт в конечном счете становятся ограничениями на экспорт, а государственные программы стимулирования экспорта увеличивают импорт.
Перспективы новой индустриализации Таджикистана
ПОЛИТИКА импортозамещения и развития экспорта в том виде, как она понимается в большинстве постсоветских стран, представляет собой стратегию реиндустриализации. Необходимость новой индустриализации обосновывается несбалансированностью внешнеэкономических показателей Таджикистана. Тем не менее, перспективы масштабной реиндустриализации, требующей значительных инвестиций и формирующей структурную модель экономики на десятилетия вперед, могут быть не лучшим ответом на существующие вызовы и содержат ряд противоречий с точки зрения логики основных аргументов.
Можно выделить четыре аргумента против индустриализации в Таджикистане:
1. Логистика и коммуникации. В постиндустриальную эпоху перевозки заметно удешевились. В результате сегодня произвести товар в стране с дешевой рабочей силой (в первую очередь Китай, Индия) и доставить его в другие страны, как правило, дешевле, чем производить его на местах. Исключения составляют лишь некоторые группы товаров. Таджикистан находится в коммуникационном тупике. Без выхода к морю, с наличием серьезных проблем в части использования железнодорожного сообщения, потенциал для экспорта многих товаров из Таджикистана будет ограничен.
2. Дешевая рабочая сила. Таджикистан при разработке программ новой индустриализации, очевидно, рассматривается как страна с конкурентным преимуществом в виде дешевой рабочей силы. Однако труд в Таджикистане можно считать дешевым относительно других постсоветских стран, но он дороже, чем в той же Индии.
3. Качество человеческого капитала. Кроме как таковой цены за труд для развития производства необходимо определенное качество человеческого капитала. И в этой части Таджикистан не имеет даже сравнительного конкурентного преимущества. Квалификация рабочей силы в стране находится на низком уровне, а система образования деградирует.
4. Капиталоемкость и качество институтов. Реализация промышленной политики требует значительных объемов капитала. Для многих развивающихся стран, в том числе и для Таджикистана, приток инвестиций в технологии и производство будет ограничен в силу ряда причин. В этом случае основным фактором выступает качество институтов в стране. Вложение больших денег для инвесторов возможно только при минимизации рисков, причем на долгосрочную перспективу. По этой причине часть высокотехнологичных производств продолжают оставаться в развитых странах, где факторы производства дорогие, но есть многолетние институты защиты прав собственности. В этом плане Таджикистан нельзя даже относительно рассматривать как страну со стабильными и надежными институтами.
Кроме перечисленных факторов на привлечение капитала в Таджикистан дополнительно влияет неразвитость финансового рынка.
Риски для большинства и выгоды для избранных
ПЕРЕХОДЯ от общей логики индустриализации к ее реализации, необходимо рассмотреть, какое именно содержание вкладывается в эту политику в Таджикистане. Кроме национальных стратегий, импортозамещению посвящен отдельный программный документ. Речь идет о проекте Государственной программы содействия экспорту и импортозамещению Таджикистана на 2016–2020 гг.
Проект этой Программы — достаточно проработанный документ. Он содержит не только анализ состояния внешнеэкономической деятельности, но и дает критическую оценку проблем и препятствий, связанных с развитием внутреннего производства. Т.е. на уровне анализа существующего положения вещей, видения проблем и возможного развития ситуации этот документ — дорожная карта для проведения необходимых институциональных реформ.
Основная же проблема в реализации политики импортозамещения заключается в том, что она традиционно предусматривает меры финансового стимулирования предприятий на основе селективного отбора, а также набор протекционистских мер, никогда не обходящихся без негативных последствий для потребителей.
Финансовая поддержка т.н. «приоритетных экспортных проектов» даже в странах с более совершенными институтами может привести к негативным последствиям в виде искажений рыночного механизма. Даже при полной прозрачности выделения средств выборочное финансирование отдельных предприятий искажает в первую очередь ценообразование и приводит к неестественному перетоку капитала между отраслями. Это может дать искусственные конкурентные преимущества одним отраслям за счет других.
В условиях Таджикистана, если называть вещи своими именами, это создание поля для антиконкурентных действий и коррупции. Поддержка отдельных предприятий на основе задекларированного «селективного» импортозамещения или «приоритетного» экспорта несет в себе значительные риски перераспределения ресурсов в пользу предприятий с неясной структурой собственности и недоказанными преимуществами. И создает поле для неконкурентного лоббирования. При этом абсолютно неважно, будут ли это бюджетные средства или средства коммерческих банков.
Субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам и импортозамещению несет в себе риски для самих банковских учреждений. Такие меры уже доказали свою неэффективность и рискованность на практике Таджикистана, когда два крупнейших банках страны были доведены до грани банкротства, в том числе благодаря участию в различных государственных программах финансирования.
Цена вопроса и альтернативы
ОТСУТСТВИЕ гарантий достижения промышленного развития путем торговых ограничений не означает отсутствия платы за такие решения. Протекционистские эксперименты могут иметь как минимум два типа негативных последствий: упущенные выгоды для потребителей и ответную реакцию стран, чьи товары ограничат на рынке РТ. Таджикистан с 2013 года является членом ВТО, и активные меры по импортозамещению могут послужить основанием для официального спора против страны.
Выгоду от реализации политики импортозамещения получают те отдельные отрасли национальной экономики, которые без поддержки неспособны конкурировать с более дешевой и качественной импортной продукцией.
При этом цену за такой выбор придется заплатить фактически трижды. Первыми ее заплатят потребители. В случае если для сглаживания этого эффекта использовать выборочные налоговые стимулы (есть идея снижения ставки НДС до 5% для производителей импортозамещающей продукции), то это приведет к оттоку капитала из других отраслей.
На предприятия, которые не получат преимуществ при реализации программ импортозамещения, ложится второй компонент платы за выбор такой политики. Причем это коснется не только импортеров, но и других производителей. Их продукция может стать менее конкурентоспособной на фоне субсидирования «избранных» предприятий.
И наконец, третья часть цены – использование значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на альтернативные цели.
Таким образом, даже поверхностный анализ логики политики импортозамещения позволяет сделать вывод, что выбранный курс нельзя рассматривать как бесспорное благо и приемлемый вариант экономической политики.
Говоря же об альтернативах политике импортозамещения, следует отметить потенциал развития отечественных поставщиков услуг. Перспективными секторами для Таджикистана в первую очередь являются туризм и информационно-коммуникационные технологии. При этом нет необходимости в создании для таких отраслей специальных тепличных условий. Доказательство тому – бум телекоммуникационного рынка в Таджикистане, наблюдавшийся с начала 2000-х и, к сожалению, фактически завершившийся несколько лет назад. Сейчас эта отрасль несет на себе значительно большее бремя налогообложения и регулирования, чем в среднем другие. Возможно, если отрасль ИКТ поставить в другие условия, в ней уже в краткосрочной перспективе начнется новый виток роста.
Поэтому для развития конкурентоспособных отраслей необходимо направить все усилия на институциональные реформы и общее улучшение предпринимательской среды. Так можно достичь позитивного эффекта развития таджикских производственных предприятий; причем абсолютно не важно, будет их продукция ориентирована на экспорт или внутренний рынок.
Константин БОНДАРЕНКО, CAA-network.org
Печатается в сокращении