— Говорят, Центр по развитию туризма Памира является единственным подобным центром в Таджикистане. На восьмом году деятельности ПЭКТА получила современное оснащённое здание с залом заседаний и бизнес-центром. Это успех ПЭКТА?
— В какой-то мере да. Здание Центра расположено на территории центрального парка Хорога и построено в рамках сотрудничества ПЭКТА и Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма при правительстве с привлечением инвестиций Министерства международного развития Великобритании (DFID) и Фонда Ага-Хана.
Но нам предстоит сделать ещё очень многое. Для высокоразвитого, конкурентоспособного туристического бизнеса, улучшения качества и культуры обслуживания иностранных туристов нужны комплексный подход, эффективная координация действий и конструктивное партнёрство между всеми заинтересованными сторонами, включая соответствующие госструктуры, образовательные учреждения, местные и международные финансовые институты, негосударственные общественные организации и частный сектор в лице туроператоров и всех провайдеров туристических услуг. К сожалению, к такому мы ещё не пришли, а координация действий и партнёрство оставляют желать лучшего.
— Четыре года назад после вашего назначения на пост председателя совета директоров ПЭКТА были предприняты реальные шаги для организации развитого, конкурентоспособного туристического бизнеса в ГБАО. Например, усилиями Ассоциации в топ-100 лучших в мире мест для экологического туризма вошли сразу три природных объекта Горного Бадахшана: горы Памира, долины Бартанг и Вахан, а высокогорная автомагистраль Ош — Хорог была признана самой красивой туристической дорогой. Мир узнал обо всем этом благодаря ПЭКТА, представляющей возможности Таджикистана на всемирных туристических ярмарках. А теперь открывается крупный туристический центр в регионе…
— За эти годы основные наши усилия были направлены на укрепление позитивного имиджа Таджикистана на международном рынке туризма и увеличение потока туристов в Таджикистан. Главным результатом деятельности ПЭКТА является способствование в признании Таджикистана одним из наиболее привлекательных туристических мест в мире. Кроме того, ПЭКТА оказала содействие в участии турфирм на семи международных туристических выставках. Впервые были созданы информационный центр и центр обслуживания для иностранных туристов, которых до этого времени в Хороге не было.
В партнёрстве с Программой поддержки развития горных регионов Фонда Ага-Хана ПЭКТА мобилизовала более 3 миллионов сомони для развития потенциала туристических компаний и провайдеров туристических услуг в Таджикистане. Ассоциацией созданы веб-сайты членов и партнеров в целях продвижения туризма на региональном и национальном уровнях. За это время разработано более 10 турпродуктов, распространено более 5 тысяч рекламных материалов и множество видеороликов о туризме.
— Какие организации объединяет ПЭКТА? Как можно стать членом вашей организации?
— ПЭКТА открыта для всех, кто заинтересован в развитии туризма в стране и кто понимает значение туризма для ее будущего социально-экономического развития. Наша организация объединяет вокруг себя профессионалов в области туризма, экспертов, журналистов-аналитиков и управленцев, которые готовы безвозмездно вложить свои знания и опыт для освоения туристических возможностей Таджикистана. Членство в ПЭКТА даёт возможность турфирмам и частным предпринимателям продвигать свои туристические услуги и продукты по всему миру без значительных издержек, регулярно получать консультативные услуги, бизнес-информацию и необходимое доступное обучение без отрыва от основной деятельности, а также доступ к партнёрской сети ПЭКТА для разработки новых инновационных туров.
За период своей деятельности наша организация выполнила некоторые стратегические задачи для устойчивого развития туристического сектора не только в ГБАО, но и в целом в Таджикистане. Во-первых, ПЭКТА объединила всех провайдеров туристических услуг в ГБАО и создала сеть сотрудничества между туроператорами ГБАО и туроператорами других регионов страны и за ее пределами.
— Вы однажды заявили, что туристический бизнес должен стать основным источником дохода для жителей Памира. Какие позитивные влияния оказал туристический сектор на социально-экономическую жизнь региона?
— Социально-экономическое положение всех горных территорий в основном может улучшиться за счет развития энергетики, горнорудной промышленности и туризма. За последние восемь лет ПЭКТА смогла привлечь и обучить часть населения ГБАО для оказания платных услуг туристам. В настоящее время на территории Памира в сфере услуг функционируют 10 фирм и более 300 частных предпринимателей. В ГБАО, где раньше была только одна гостиница, и то в областном центре, теперь во всех районах действует 15 гостиниц и более 100 хомстелов – домашних ночлегов. Согласно статистике ПЭКТА, в 2015 году ГБАО посетило более 1200 иностранных туристов. В процентном соотношении это на 80% больше, чем в 2014 году.
По данным ПЭКТА, в среднем каждый провайдер услуг питания и ночлега в ГБАО получает от 45 до 50 тыс. сомони в год за счет предоставления туристических услуг. В свою очередь, согласно наблюдениям, эти провайдеры выплачивают налоги и покупают большое количество сельскохозяйственной продукции, что стимулирует местных производителей увеличивать их производство и повышать продуктивность. А это все содействует укреплению продовольственной безопасности. Именно такую тенденцию мы наблюдаем за последние несколько лет.
— Кишваршо, вы говорили о развитии внутреннего туризма. Увеличилось ли число внутренних туристов, приезжающих на Памир, за последние годы?
— Я абсолютно уверен, что устойчивость всей туристической отрасли в Таджикистане зависит от внутреннего туризма. Внешний туризм уязвим для многих социально-экономических факторов и очень чувствителен к политическим тенденциям. Пока поток «родных» туристов не очень радует, так как основными препятствиями для развития внутреннего туризма являются маленькая покупательная способность населения, несоответствующая инфраструктура принимающей стороны, дорогие транспортные услуги, неинформированность населения. Но мы уже делаем некоторые шаги в этом направлении. Например, в сотрудничестве с ОО «Куххои Помир» и сотовой компанией «МегаФон Таджикистан» ПЭКТА организовала в 2014 году тур по ГБАО для журналистов из других регионов республики, чтобы через СМИ ознакомить таджикистанцев с туристическим потенциалом и возможностями области.
— Какие вы видите новые перспективы для развития туризма?
— Сфера туризма является неотъемлемой частью Целей устойчивого развития ООН. Новые перспективы развития туризма будут исходить из тенденций на местном, национальном и международном уровнях. На местном уровне туризм может стать основным локомотивом создания новых рабочих мест через развитие сектора услуг. На национальном уровне туризм может стать альтернативой для таких экономических катализаторов, как перевод денег трудовыми мигрантами. На международном уровне туризм начинает вносить вклад в усиление мирного сосуществования народов, развитие космополитического мышления и мирового плюралистического общества. Не зря ООН объявила 2017 год Международным годом туризма.
Хотя в Таджикистане создана правовая база для развития туризма, на практике существующая модель не соответствует в полной мере нынешним требованиям. На мой взгляд, для подъёма эффективности законов и их адаптации нужно привлечь экспертов из стран, где развит туризм. Необходимо изучать опыт таких стран, как Индия, Бутан, Непал, Швейцария, Турция и ОАЭ, где туризм ежегодно приносит миллиарды долларов в экономику каждой из них. На основе опыта данных стран парламенту необходимо разработать соответствующие законы и положения, стимулирующие туризм.
Как депутат областного маджлиса народных депутатов ГБАО, мы вместе с коллегами в настоящее время разрабатываем новый законопроект о туризме, который намерены представить на рассмотрение в парламент страны. Самое главное: чтобы эта сфера стала важной отраслью нашей экономики, нужно основать отдельную структуру в правительстве, ответственную за продвижение туристического потенциала Таджикистана. Asia-Plus