Собеседник агентства стоял у истоков создания ШОС, принимал участие в становлении этой организации, которая ныне вносит весомый вклад в укрепление региональной и глобальной стабильности, служит эффективным инструментом для развития многогранных отношений между государствами.
— Вы были одним из тех, кто присутствовал при рождении Шанхайской организации сотрудничества. Могли бы вы сказать о своих впечатлениях, о тех далеких днях, когда на карте Евразийского пространства появилась новая структура сначала под названием «Шанхайская пятерка», которая потом трансформировалась в ШОС?
— 20 лет тому назад в Шанхае была достигнута договоренность между руководителями Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о создании нового межгосударственного объединения под названием «Шанхайская пятерка». Мне довелось тогда быть одним из участников церемонии торжественного провозглашения этого уникального формата. Я также был в составе тех людей, которые принимали участие в разработке базовых документов формирования «пятерки». С тех пор вплоть до октября 2006 г. в силу своих должностных обязанностей я стал свидетелем эволюционного развития «пятерки», которая через пять лет в связи с вступлением в ее состав Республики Узбекистан трансформировалась в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Кстати сказать, эта трансформация произошла в Душанбе во время саммита глав государств 5 июля 2000 г.
В декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества, которая была принята в Шанхае 15 июня 2001 г., четко определились цели и задачи организации. Это, прежде всего, укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической и других областях, совместные усилия по подержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. Надо отметить, что за небольшой исторический срок декларированные цели и задачи ШОС обрели реальность. Для меня памятным стал день создания именно «Шанхайской пятерки», как событие первостепенной важности, которое в последующем изменило конфигурацию Евразийского пространства. Скептицизм относительно способности ШОС решать важные проблемы межгосударственных отношений постепенно сменился твердым оптимизмом. По мере своего развития организация показала свою способность решать весьма сложные межгосударственные проблемы без лишней трескотни и громкой пропаганды. В работе ШОС все эти годы прослеживались, прежде всего, деловитость и взаимное доверие. Шанхайский дух исходил из соблюдения принципов равноправия государств-участников Организации, принятие любых решений исключительно на консенсусных началах. Равноправность государств-членов организации исключила существование таких понятий, как «старшие» и «младшие» братья. Решение ряда проблем в рамках ШОС, особенно на начальном этапе ее существования, имело жизненно важное значение. Ведь были проблемы, которые из-за своих сложностей веками не решались и все больше приобретали острый характер, не раз создавая напряженность между соседними странами. Поэтому не случайно одним из первых шагов ШОС было принятие соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ.
«Шанхайский дух» позволил выработать эффективные меры по поддержанию мира, безопасности и стабильности в регионе ответственности организации. Это были лишь первые шаги, но они уже делали популярной ШОС, заставив мировое сообщество признать ее как влиятельное и продвинутое межгосударственное объединение. В скором времени проявили интерес к ШОС и руководители ряда стран, обратившихся с просьбами о вхождении в ее состав в качестве наблюдателя или партнера по диалогу. В последующем некоторые из них не раз ставили вопрос о вступлении в организацию в качестве равноправного члена.
— Вы могли бы назвать людей, которые внесли большой вклад в развитие ШОС, сделали ее популярной и привлекательной структурой межгосударственного сотрудничества и партнерства?
— Популярность ШОС, без сомнений, связано с именами ее основателей — глав государств-членов. Неоценимый вклад в развитие и укрепление ШОС внесли главы правительств, министры, эксперты. Развитие ШОС органически связано также с деятельностью ее секретариата во главе с генеральным секретарем. За годы существования организации ее генеральными секретарями были видные дипломаты, представляющие Китай, Казахстан, Киргизию и Россию. Представитель последней в начале этого года передал эстафету своему коллеге из Таджикистана, известному дипломату, много лет представлявшему Республику Таджикистан в ООН и работавшему в качестве чрезвычайного и полномочного посла Таджикистана в Китайской Народной Республике, Рашиду Алимову, который энергично взялся за дело. Надеюсь, что он внесет в деятельность ШОС новый импульс и свежее дыхание.
— Как вы оцениваете современный уровень работы ШОС? В каких областях ШОС проявляет особую активность?
— Я с первых дней функционирования ШОС был убежден, что эта организация не является площадкой для формальных встреч и общих рассуждений о тех или иных проблемах. ШОС действительно оказалась живым организмом, который впитывал в себя самые сложные проблемы современности и искал пути их эффективного решения. ШОС стала единственным межгосударственным объединением, которое за короткий исторический период выстрадало механизмы, способные обеспечить результативное взаимодействие в таких сферах, как политика, экономика, борьба против так называемых трех зол: терроризма, экстремизма и сепаратизма. В этом отношении действия стран-членов ШОС во всех отношениях носили и носят консолидированный характер.
— Давно обсуждается вопрос о расширении ШОС. Как вы относитесь к этому вопросу?
— Сейчас много говорят и пишут о необходимости расширения ШОС путем включения в ее состав в качестве полноправных членов некоторых государств, которые ныне являются наблюдателями или партнерами по диалогу. Если это случится, то надо исходить из этого, чтобы увеличение численного состава ШОС не изменило ее качественные параметры, не снизило дееспособность организации, не ухудшило потенциал ее повестки дня. В настоящее время потенциал дееспособности ШОС исключительно велик. Он охватывает широкий круг проблем торгово-экономического сотрудничество, взаимодействия в области науки, образования, здравоохранения, культуры. Важным направлением работы организации сейчас и в перспективе является создание благоприятных условий для инвестиций, совместных производств на базе лучшего использования природно-экономических и других ресурсов стран-членов организации.
— Как относятся в Таджикистане к деятельности ШОС, есть ли удовлетворенность уровнем сотрудничества с партнерами, входящими в состав организации?
— Республика Таджикистан придает особое значение развитию своих отношений со всеми странами-членами ШОС. Таджикистан и в дальнейшем намерен принимать меры по расширению и углублению своего экономического, политического и военного сотрудничества со странами ШОС, стремиться к тому, чтобы это сотрудничество было плодотворным и взаимовыгодным. Хочу подчеркнуть, что за небольшой исторический отрезок времени отношения Таджикистана с партнерами по ШОС заметно расширялись и углублялись в рамках эволюционного развития организации.
Сейчас у организации есть шанс и потенциал для достижения более высоких рубежей в деле дальнейшего углубления сотрудничества со странами, входящими в ее состав. Полагаю, что Таджикистан и ШОС имеют все возможности продолжить интенсификацию сотрудничества не только в области экономического развития, что очень важно, но и в борьбе против терроризма, незаконного оборота наркотиков, обеспечения мира и безопасности в регионе. Таджикистан готов также укреплять свое партнерство со странами ШОС, особенно в области освоения гидроэнергетических ресурсов, минерально-сыревых месторождений, создания совместных предприятий по горнорудной промышленности. Разумеется, это лишь небольшой перечень проблем, которые находятся ныне на повестке дня взаимодействия Таджикистана со своими партнерами по ШОС.
— Хотелось бы знать ваше видение будущего развития ШОС и ее приоритетных задач.
— Посредством интеграционных механизмов ШОС может в обозримом будущем стать еще более влиятельной и эффективной структурой, способной решать не только отраслевые, социальные и некоторые другие на сегодняшний день насущные проблемы, но и продвигать на передний план крупные стратегические задачи многоформатного характера на уровне их тесной интеграции. Другим исключительно важным направлением выхода ШОС на важный рубеж стратегического сотрудничества является дальнейшее укрепление взаимодействия стран-членов в сфере безопасности и решительного противодействия таким вызовам и рискам, как терроризм, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм и сепаратизм.
Именно в этом плане необходимо продолжать формирование своеобразной структуры региональной безопасности и обеспечить социально-политическую стабильности в регионе ШОС. Безопасность каждой страны организации должна рассматриваться в контексте безопасности всего региона, куда входят страны ШОС. Такой подход призван иметь все возможности оперативного реагирования в рамках не только коллективного органа — антитеррористического центра, но и механизма взаимодействия последнего с национальными структурами — правоохранительными органами, оборонными ведомствами, а также службами государственной безопасности. Одним из главных направлений, обеспечивающих социальную стабильность в странах ШОС является фактор их экономического взаимодействия. В этом плане в последние годы достигнуты значительные результаты, реализуются масштабные проекты, формируются соответствующие финансовые структуры, адаптируются механизмы межбанковского сотрудничества, складываются фонды по развитию, активизируются функции Делового совета и других механизмов взаимодействия стран-членов организации.
Сегодня ШОС, являясь эффективной системой экономического, политического и гуманитарного взаимодействия стран, стала
популярной и все больше привлекает, как уже отмечалось, к себе внимание мирного сообщества, ее динамика развития говорит о том, что у организации есть широкие горизонты будущего, вписывающиеся в контекст современной исторической реальности. Видя все это, Таджикистан, например, в полной мере осознает необходимость и актуальность дальнейшего углубления и расширения своих отношений со странами-членами ШОС по всем направлениям экономического, научно-технического и гуманитарного взаимодействия, придавая при этом особое значения сотрудничеству в сфере безопасности. Последнее для Таджикистана и его внешней политики является особым приоритетом, поскольку республика находится в зоне афганского конфликта, где напряженность в районе границ имеет тенденцию постоянного нарастания.
Говоря о роли ШОС в настоящее время и в ближайшем будущем, надо подчеркнуть, что эта структура многоплановая, которая не имеет аналогов в современном мире в части обеспечения межгосударственного разностороннего и равноправного сотрудничества. Ныне ШОС, динамично развиваясь, продолжает искать новые пути укрепления межгосударственных связей на основе строгого соблюдения принципов равенства всех государств, входящих в ее состав. Динамичность развития ШОС дает ей возможность также открывать новые страницы в сфере укрепления дружественных и равноправных отношений как больших, так и малых стран. При этом очень важен тот факт, что экономическое сотрудничество в рамках ШОС деполитизировано, и поэтому оно не имеет никакую навязывающую или дополнительную нагрузку.
В заключение хочу подчеркнуть, что за годы существования ШОС странам, входящим в ее состав, удалось преодолеть многие трудности перехода от прошлого к настоящему. Коллективные усилия стран-членов Организации за истекшие годы по решению жизненно важных проблем межгосударственных отношений дали свои положительные результаты. Что касается будущего периода, то он должен стать для ШОС периодом реализации новых и более грандиозных проектов экономического, научно-технического, гуманитарного и другого характера, которые были бы созвучными с современными историческими реалиями. Азия-Плюс