Мигранты из Таджикистана стали чаще заключать браки в России. Об этом DW рассказали душанбинские исследователи проблем трудовой миграции. Эксперты при этом отметили несколько мотивов, которые толкают таджикских гастарбайтеров идти в ЗАГС регистрировать интернациональный союз.
История Шавката
Душанбинцу Шавкату уже под 50. Он уехал из Таджикистана в Россию еще в 1990-е годы. В общей сложности пробыл там 12 лет. «Работал на рынке, зарабатывал неплохо, даже оформил брак с красивой, молодой русской девушкой», — с гордостью говорит мужчина.
Шавкат рассказал, что женился в России по любви. Но по прошествии лет отношения в его семье не заладились, супруга подала на развод и забрала ребенка. «Моя беда, что не оформил гражданство. Все откладывал, а вышло вон как», — грустно отметил бывший мигрант, который теперь вновь осваивается на родине.
А вот Некрузу повезло. Он уехал трудиться еще в начале нулевых, работал в магазине в Подмосковье. Там и женился. У парня есть уже гражданство, имеется квартира. Этой весной он приобрел в сельской местности жилье и для своих пожилых родителей. «Неважно какой национальности девушка, главное, чтобы она уважала меня, любила детей и была умелой хозяйкой», — рассказал молодой человек.
Около 12 тысяч в год
Таких судеб сотни, а может быть и тысячи, рассказал в интервью DW директор НИИ миграции в Душанбе Рахмон Ульмасов. По его словам, межнациональные браки среди мигрантов набирают популярность. «Ежегодно около 12 тысяч таджиков женятся в России», — говорит ученый, ссылаясь на данные российских исследований.
Ульмасов отмечает, что к семейным союзам с российскими девушками стали менять отношение и родители женихов. Это новая тенденция: прежде подобные браки воспринимались критично, но сейчас нередко благословляются родными. «Некоторые даже отправляются на свадьбу в Россию или помогают деньгами организовать там торжество», — поясняет исследователь.
Он рассказал, что в России уже появились и фирмы, которые занимаются подготовкой свадеб мигрантов. «Сегодняшняя ситуация очень напоминает 1950-60-е годы, когда таджикистанцы, выезжая учиться или отправляясь в армию, привозили домой русских невест. Различие, наверное, только в одном — парни теперь уже остаются там, привозя жен в родительский дом разве что погостить», — говорит Ульмасов.
Мотивы самые разные
Наблюдатели в Душанбе отмечают, что мотивы у мигрантов, создающих семью в России, могут быть разными. Кого-то в ЗАГС действительно ведет любовь, а кто-то формирует семью на основе расчета.
«Брак в России открывает для граждан Таджикистана новые возможности закрепиться в этой стране — по упрощенной схеме получить гражданство, а со временем и хорошую работу», — говорит независимый эксперт Лола Олимова. Еще один возможный аргумент — личная безопасность мигранта. «Он становится своим в российской среде. Получает возможность прописаться, жить законно в своей новой стране», — считает Олимова.
Автор целого ряда книг по проблемам таджикской трудовой миграции Рахмон Ульмасов считает, что браки мигрантов в РФ имеют не только плюсы, но и минусы. Причем, негативные последствия заметны не в России, а именно на родине мигрантов — в Таджикистане. «Уже сейчас в некоторых районах Таджикистана местным девушкам стало сложно найти женихов, поскольку многие ребята в России имеют там семьи», — говорит Ульмасов.
По его словам, это уже привело к повышению среднего возраста невест в Таджикистане с прежних 17-18 лет до 23-25. Со временем такая ситуация непременно отразится на демографической ситуации в стране. Другой критичный момент — снижение объемов денежных переводов. «Мигранты вынуждены меньше отправлять денег домой, поскольку появляются другие заботы — необходимость кормить семью в России», — поясняет исследователь.
Третий отрицательный эффект, по мнению экспертов, состоит в том, что браки мигрантов в РФ способствуют ослаблению традиционного института семьи в Таджикистане. «Не стоит отрицать, что некоторые наши граждане заводят семью в России, имея супругу и детей в Таджикистане. Их брак на родине может быть не зарегистрирован в органах ЗАГС, но суть от этого не меняется — человек становится двоеженцем. При этом его таджикская супруга остается незащищенной», — обращает внимание польская исследовательница проблем таджикской трудовой миграции Каролина Ключевска.
Относитесь спокойно
Первые мигранты из Таджикистана потянулись в Россию сразу после распада СССР. Часть из них там осталась. «Я знаю, что многие из первых мигрантов, которые оседали в РФ еще в 1990-е годы, вкладывались в образование своих детей в России. Те выросли и, уже зная о тяжелой участи мигранта-отца, нацелены на успех. Они способны сделать хорошую карьеру инженера, ученого, музыканта, бизнесмена. А их дети могут стать еще более успешными”, — считает Рахмон Ульмасов и добавляет, что к семейным союзам мигрантов следует относиться с пониманием и не осуждать это явление. DW, Галим Фасхутдинов.