Новая технология позволит бороться с нелегальной вырубкой деревьев в ЕС

Сосчитать деревья в лесу – очень сложно. И эта сложность порождает безнаказанность: по разным оценкам, добытая незаконно древесина занимает от 10 до 20 процентов рынка в странах Европы.

Путь такого сырья заканчивается там же, где и легально добытого леса – на перерабатывающих фабриках. Из такой древесины делают все тоже самое: целлюлозу, мебель, стройматериалы. Но каждое добытое криминальным путем дерево выпадает из расчетов экологического вреда и приносит доход теневому бизнесу.

Власти Евросоюза пытаются бороться с проблемой классическими способами – через ужесточение и без того строго EUTR – лесного законодательства. Полицейские в разных странах – от Швеции, Финляднии и Эстонии до Румынии, Словении, Португалии проводят специальные операции. Нарушителей примерно наказывают. Но доходность этого теневого бизнеса остается привлекательной, поэтому на смену уничтоженным группировками приходят новые.

Евросоюз и экология 2Конечно, доходы от нелегальной вырубки леса нельзя сравнить с оборотами криминального бизнеса, который занимается доставкой в Европу нелегальных мигрантов, торговлей наркотиками, контрабандой сигарет или оружия. Но последствия этих действий могут стать более разрушительными для жителей Старого Света.

На первый взгляд, нужно усиливать контроль в тех регионах, где добывают древесину. Например, создать специальные патрули, которые бы ловили «черных лесорубов», скажем, в румынской части Карпат. По крайней мере, это может помешать нелегальной рубке леса.

Но есть и другой способ, с использованием новых технологий: следить не только за каждым спиленным деревом, но за частями, на которые это дерево распилили. То есть, попытаться если не посчитать деревья в лесу, то хотя бы отследить путь того сырья, которое везут на перерабатывающую фабрику.

Австрийская компания Holzindustrie Shweighofer предлагает использовать – с некоторыми изменениями – технологию, которую уже используют (и тоже по требованиям властей ЕС) в… пищевой промышленности.

Суть достаточно проста: каждое спиленное дерево снабжают RFID-чипом, в котором сохраняются сведения о том, когда и в каком месте дерево было спилено. Чип – в прямом смысле – вбивается в ствол на глубину до одно сантиметра, и дерево вокруг него становится для «защитным кожухом».

Если дерево распилили на несколько частей перед транспортировкой, то каждая часть тоже помечается чипом, который связан с первым, главным. Несложное устройство позволят узнать информацию о происхождении каждого ствола. И если каждое дерево в партии, пришедшей на перерабатывающий завод, отмечено таким чипом, то покупатель будет точно знать, что его сырье – имеет легальное происхождение.

Идея с чипизацией может показаться слишком простой и даже в чем-то наивной. Но похожую технологию уже достаточно давно используют переработчики мяса: каждую тушу, которую отправляют мясникам, тоже снабжают похожим чипом.

Технологией заинетесовались в IBM, которая старается быть на передовой в необычных для IT-отрасли сферах. Инженеры значительно продвинулись в решении двух важных технических проблем: сделать RFID-чип достаточно дешевым и надежным и – как этот чип эффективно из ствола извлечь, чтобы его обломки не повредили оборудование и не засорили сырье. По разным данным, так как в этой технологии заинтересовались компании лесной отрасли в США и Канаде, разработки идут быстро. Но даже сейчас эта система уже может работать.

Может показаться, что чипы – это не лучшее средство для борьбы с черным рынком древесины. И нужно ли вообще с ними бороться, если в итоге спиленные нелегально деревья все равно станут бумагой, досками или мебелью? Но власти Евросоюза, банкиры и экологи считают, что борьба необходима: если не удастся даже не искоренить полностью, а хотя бы сснизить долю нелегальной древесины до 3-5 процентов в общем объеме, это позволит избежать рота расходов на экологические меры, которые – в свою очередь – производители будут вынуждены включать в стоимость своей продукции. Почему так? Потому что нелегальные рубщики восполнением лесных ресурсов не занимаются, а официальные компании находятся под жестким контролем властей и сознают свою ответственность за экологию. На сколько подорожает продукция лесной промышленности при нынешних объемах черной вырубки, оценить точно никто не возьмется, но не исключено, что на рост составит 2-5 процентов в год. То есть, в худшем случае, пачка бумаги будет дорожать на 5-10 центов в год. Вроде немного, но со временем может стать ощутимым даже для больших банков или корпораций.

Как это будет работать? Например, на лесосеке в Трансильвании лесоруб валит 100-летнюю ель, очищает ствол от веток. И сразу вбивает в «хлыст» RFID-чип, регистрирует его в специальной программе на планшете, привязывает к чипу точные координаты оставшегося пня. И ствол начинает свой путь на переработку.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.