Забота спикера
Впредь в Таджикистане все дехканские и фермерские хозяйства страны обязаны выполнять предложенные Минсельхозом страны меры и нормы по удобрению, пахоте, орошению земель.
Свое решение власти объясняют стремлением улучшить плодородие земель. Именно этому вопросу было посвящено обсуждение проекта поправок к Закону «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в парламенте страны.
Ссылаясь на данные статистики, спикер нижней палаты парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров на этом заседании подверг критике низкие достижения аграриев страны.
«В прошлом году в стране зерновыми было засеяно около 300 тыс. гектаров земли, полученный урожай составила около 800 тыс. тонн, что составляет лишь половину потребностей страны», — сообщил спикер.
Далее он отметил, что аграрии страны в прошлом году в среднем с одного гектара получили 28 центнеров зерновых, а для полного обеспечения потребностей страны в зерновых аграриям необходимо получать минимум по 50 центнеров с одного гектара.
По мнению спикера, принятые поправки положат конец стихийной обработке земель.
Напомним, в октябре прошлого года Ш. Зухуров отметил также:
«Я недавно был в Казахстане и имел с встречу с аграриями этой страны, мне доложили, что они в текущем (2015. – Прим. ред.) году собрали с одного гектара поливной земли по 110 центров зерновых, а у нас в Таджикистане с одного гектара поливных земель собрали 23 центра зерновых, и мне говорить об этом стыдно».
Могут ли дехкане самостоятельно предотвратить деградацию земель?
Сегодня особенно актуальна проблема деградации земель. Согласно Программе реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012 – 2020 годы, к настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 80 тыс. гектаров. Вынос питательных веществ из почвы в 5 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.
Ухудшение плодородности почвы оказывает негативное влияние на урожайность возделываемых культур. Новые поправки обязывают фермеров и арендаторов проводить мероприятия по сохранению плодородия земли.
В ходе беседы специалисты разделили озабоченность органов власти в связи со снижением плодородия земель. Согласно их данным, после каждого урожая почва теряет определенное количество таких важных компонентов, как азот, калий и фосфор.
Как известно, недавно был принят новый закон о ДФХ, который дал им больше самостоятельности. Например, статья 5 гласит, что дехканин самостоятельно определяет направление своей деятельности, устанавливает цену на свою продукцию, определяет ее объем — одним словом, посеет то, на что укажет рынок.
Однако закон не освобождает фермеров и других производителей сельхозпродукции от обязанности использовать земельные участки эффективно и по целевому назначению, не допускать ухудшения агроэкологического, мелиоративного и санитарно-гигиенического состояния земли в процессе хозяйственной деятельности. В этих целях ДФХ должны будут выделять средства из своей прибыли для восстановления и повышения плодородия земель, осуществлять научно обоснованные агрохимические, экологические и биологические мероприятия.
Управлению – да, давлению – нет
Нормативы, разработанные аграрным ведомством, направлены именно на соблюдение этого закона и должны стать рычагом государственного управления, а не давления, чего так боятся дехкане.
Один из фермеров пояснил, что агрохимическая обработка сопряжена со значительной финансовой нагрузкой, которую не в состоянии выдержать бюджеты малых хозяйств.
«О плодородии почвы нужно думать всегда, и в этом мы сами заинтересованы, — говорит один из фермеров. — Однако количество удобрений и нормы посева, указанные в нормативе, могут не совпадать с практическими расчетами самих дехкан. Кто экономит на удобрениях или не соблюдает агротехнику, получит меньший урожай, и это не надо объяснить дехканину».
По мнению сельхозработников, может сложиться такое положение, что на их плечи ляжет тяжким бременем очередной проверяющий орган – будут требовать отчет, сколько внес удобрений, предъявлять претензии, мол, не так вспахал поле, не те семена выбрал, и стараться подвергнуть различным штрафным санкциям. Тем самым создаются кабальные условия, которые способствуют быстрому разорению мелких хозяйств и переходу их в более крупные руки. Или может возникнуть очередной источник для коррупции в сельскохозяйственном бизнесе.
Собеседники «АП» выразили мнение, что государству сейчас нужно подумать о стимулировании фермеров путем оказания помощи техникой, ГСМ и создания условий для реализации их продукции.
Например, на выращивание лука на 1 га производитель по теперешним ценам расходует примерно 30 тыс. сомони. Сюда входят расходы на вспашку и дальнейшую обработку земли техникой, на семена, удобрения, химобработку, трудозатраты на полив, сев, полку и сбор урожая, налоги и оплата услуг и прочие. Если сюда прибавить еще и арендную плату, себестоимость продукции вырастет еще на несколько процентов.
Сегодня фермер, получивший урожай лука 60-70 т с га, при цене 50 дирамов за 1 кг своей продукции, совсем не получает прибыли. Если не достигнет высокой урожайности, то, естественно, влезет в долги. Только второй урожай принесет ему немного дохода. И его он должен будет вновь вложить в землю, чтобы повысить ее плодородие. Поэтому, прежде чем обязать выполнять указание Минсельхоза, государству следовало бы позаботиться о том, чтобы помочь фермерам экспортировать продукцию в другие страны, или самому закупать ее у них по рыночной цене.
Крайний – снова дехканин?
Нынешнее состояние сельскохозяйственных земель требует решения многих проблем, о которых невозможно рассказать в рамках одной статьи.
Здесь главный вывод — мелкие ДФХ сами, без помощи государства, не в состоянии улучшить плодородие земель. А вынуждать дехкан соблюдать нормативы без создания необходимых условий и осуществления поддержки, льготного кредитования, приведения в порядок налогообложения чревато плохими последствиями для производителя.
Ассоциация дехканско-фермерских хозяйств считает, что решение таких актуальных вопросов, как водоснабжение, использование передовой техники, обеспечение хозяйств ГСМ, качественными семенами и удобрениями, невозможно без кооперирования. Всем известно, что сегодня ДФХ работают лучше, чем более крупные общественные и государственные хозяйства. Поэтому ДФХ стараются как можно дальше убежать от принудительного объединения. В этом вопросе Ассоциации и Минсельхозу нужно будет вплотную работать с ними, а не мешать разными рекомендациями.
Председатель Ассоциации дехканско-фермерских хозяйств Таджикистана Азизбек Шарипов считает, что добровольное объединение ДФХ вокруг Ассоциации поможет им в решении многих насущных проблем. В том числе и в плане получения полезных консультаций по соблюдению нормативов и рекомендаций. Дело в том, что наряду с грамотными председателями ДФХ встречаются и такие, которые в самом деле имеют слабое знание аграрных технологий и нормативов и, сами не зная, могут допускать нарушения в пользовании землей.
«Нормы в любом случае нужно соблюдать, чтобы не нанести урон плодородию почвы, — считает А.Шарипов. — Однако для этого нужно усилить возможности дехкан, чтобы они могли уделять внимание этому вопросу и полностью соблюдать все пункты Закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Поправки приняты недавно, и, конечно, они актуальны, в конечном счете направлены на увеличение продукции сельского хозяйства. Теперь нужно помочь дехканам, чтобы вместе с соблюдением этих норм они могли сохранить свои права и свободу, указанные в новом законе о ДФХ.
Пока новые законы не вошли в жизнь, все идет по-старому. В большинстве районов продолжают заставлять фермеров сеять хлопок. Компании, стоящие за этим, не хотят платить им по рыночной цене, а местные власти с ними заодно. Если к ним прибавится новая обязаловка от Минсельхоза, их финансовое положение еще ухудшится. А почему бы тем компаниям, которые заказывают хлопок властям районов, не раскошелиться на проекты по водоснабжению полей и улучшению плодородности сельхозземель? Asia-Plus