— Почему возникла необходимость принятия пакета конституционных реформ? Чем не устраивала действующая Конституция?
— Прежде всего, возникла необходимость уравновесить полномочия ветвей власти. Всего проект предусматривает более 40 поправок относительно укрепления основ конституционного строя, усиления конституционного статуса основ законодательной, исполнительной и судебной власти, гарантий прав и свобод граждан и развития других общественных отношений. Так, предлагается внести в Конституцию понятие «ответственность родителей перед детьми, а также детей перед родителями». Определение «основной закон» по отношению к Конституции больше применяться не будет. Определенная часть изменений коснется приведения законодательства страны в соответствие с нормами закона о языке, и эти изменения являются только лингвистическими.
Другая часть коснется исключения расхождения терминологии в специфике законодательства. Вместе с этим в 17 статьях и нормативно-правовых актах предложены новые нормы, направленные на укрепление завоеванной независимости и безопасности страны.
— Какие изменения касаются требований к кандидатам в президенты?
— Согласно поправкам к ст. 65, «кандидатом на пост Президента РТ может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет (в действующей редакции — 35 лет), имеющее только гражданство РТ, высшее образование, владеющее государственным языком и проживающее на территории республики не менее последних 10 лет». Часть 5 этой статьи дополнена: «Ограничение, предусмотренное в части четвёртой данной статьи, не распространяется на Основателя мира и национального единства – Лидера нации. Правовой статус и полномочия Основателя мира и национального единства – Лидера нации определяются конституционным законом». Воспользуется ли Лидер нации этим правом, выбор останется за ним. Например, в Казахстане «Лидер нации» имеет право баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз.
— В чем суть поправок относительно возрастного ценза для кандидатов в президенты и депутатов? Новой нормой будет принятие присяги?
— Согласно нормам ст. 9 Конституции, государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти должны иметь равные права. Соответственно, лица, назначаемые или избираемые, тоже должны иметь равные права и возможности. В ст. 49 предлагается внести следующие поправки:«Депутатом Маджлиси намояндагон (МН) может быть избрано лицо не моложе 30 лет (сейчас — 25 лет), имеющее только гражданство РТ и высшее образование». «Членом Маджлиси милли (ММ) может быть избрано лицо не моложе 30 лет (сейчас — 35 лет), имеющее только гражданство РТ и высшее образование». Член ММ и депутат МН после избрания или назначения на заседании парламента приносят присягу народу Таджикистана. Принятие присяги коснется и членов Правительства.
Согласно ст. 85 на должности судей Верховного суда, Высшего экономического суда, судов ГБАО, областей и города Душанбе избирается или назначается лицо не моложе 30 лет. Судьями городских и районных судов, военного суда, экономических судов — лица не моложе 25 лет. Согласно ст.89 судьей Конституционного суда избирается лицо не моложе 30 лет. По предложенным поправкам предельный возраст судей всех категорий и рангов устанавливается конституционным законом (сейчас предельный возраст судей — 65 лет). Лицо, впервые назначенное на должность судьи, также приносит присягу. Кроме этого, в ст.86 предложено слова «по представлению Совета юстиции» заменить словами «в порядке, установленном конституционным законом».
Действующая Конституция РТ была принята на референдуме 6 ноября 1994 года. В 1999 и 2003 годах в нее через процедуру плебисцита были внесены поправки.
— Выходит,Совет юстиции перестанет существовать как коллегиальный орган?
— Да. В 1999 году указом Президента страны был создан Совет юстиции как коллегиальный орган, он выполнял ряд поставленных перед ним задачи. Специалисты сошлись во мнении, что судебная власть должна функционировать независимо, в связи с этим предложено внести поправки в Конституцию. Так, в ст. 69 (полномочия президента) пункт 12 «Создает Совет юстиции» исключен. Также в пункте 13 (о назначении и освобождении судей) исключено выражение «по представлению Совета юстиции».
— Некоторые эксперты считают, что в случае принятия поправок, полномочия президента увеличатся, а не уменьшатся. Верно ли это мнение?
— Это в корне неверно. Из полномочий президента в ст. 69 исключен пункт о создании Совета юстиции. Соответственно, полномочия президента уменьшились.
— Какие требования будут предъявляться к политическим партиям?
— Статья 8 Конституции определяет, что «создание и деятельность общественных объединений и политических партий, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещается». Предлагается дополнить часть шестую этой статьи нормой запрета в Таджикистане деятельности политических партий других государств, создания партий национального и религиозного характера, а также финансирования политических партий зарубежными государствами и организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.
Политические партии, прежде всего, создаются для участия в управлении государством и не могут финансироваться извне, предлагаемые поправки направлены только на обеспечение безопасности страны. А создание партий националистической и религиозной направленности может вносить раскол в общество. Ведь религия — это личное дело каждого, и она не вправе вмешиваться в государственные дела. И отдельные лица не могут спекулировать религиозными чувствами в своих корыстных целях.
— Изменения коснутся и порядка голосования по принятию конституционных законов. В чем их суть?
— В поправках к Конституции предусматриваются и изменения в количестве голосов депутатов, необходимом для принятия того или иного конституционного закона.
Так, согласно нормам ст. 61 Конституции, конституционные законы принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Маджлисинамояндагон и одобряются не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Маджлиси милли. По действующим нормам, это 63 и 33 депутата соответственно. Если ранее было достаточно 42 голосов, то по предложенным поправкам понадобится 47 голосов.
— В СМИ говорилось, что изменения коснутся и формы правления в стране. Так ли это?
— Сама Конституция определяет форму правления РТ, как президентскую, определены роль и полномочия президента в государственном управлении, но конкретизации не было. Согласно ст. 1 Конституции, «Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство…». В эту статью предложено добавить часть: «Форма правления в РТ является президентской».
— Существует мнение, что общественность не в полной мере знает о сути конституционных реформ. Насколько, на ваш взгляд, справедливы эти утверждения?
— Чтобы довести до общественности какую-либо информацию, существуют СМИ, юристы по пунктам доводят до населения изменения в Конституции. Общественность осведомлена о сути конституционных изменений. Есть интернет, и человек, заинтересованный в получении информации, получит ее.
— В предложенном пакете конституционных реформ поставлен запрет на двойное гражданство. В связи с этим бытует мнение, что люди, имеющие его (например, наряду с таджикским и российское), будут поставлены перед выбором: или — или. Что вы скажете по этому поводу?
— Нет, это не совсем верная трактовка. В конституционном законе «О гражданстве РТ» определены условия и порядок приобретения гражданства, в том числе и механизмы регулирования двойного гражданства. Вы, наверное, имеете ввиду ограничения? По действующему законодательству, двойное гражданство признается в РТ, только если между странами, гражданином которых является человек, заключен договор о двойном гражданстве, например с Россией. Предлагаемые в поправках ограничения на наличие второго гражданства касаются только права занятия должности в судах всех рангов, парламенте и на госслужбе в целом. Эти ограничения направлены только на обеспечение безопасности страны. Ведь двойное гражданство и государственная должность несовместимы.
— По вашим прогнозам, примет ли народ поправки?
— Депутаты нижней палаты парламента проводили встречи со своими избирателями и проинформировали избирателей о предложенных поправках к Конституции, необходимости их принятия в нынешних условиях развития страны. Возможно, есть и противники этих новшеств, каждый человек или партия в демократическом государстве сами решают, какую выбрать позицию, в том числе и в отношении конституционных изменений. Но по итогам встреч парламентариев могу сказать, что большинство — за принятие этих поправок. Азия-Плюс