Эпоха борьбы с тунеядством осталась в прошлом. Если советский «дармоед» попросту не желал работать, то нынешний безработный не может найти работу при всем своем желании.
Как наказывали не желающих работать?
Согласно этому документу, лица, не работавшие в течение четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Каждый гражданин СССР был обязан заниматься трудом на благо государства.
Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет. Она была упразднена после принятия закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу в СССР.
В отличие от европейской части Союза, в республиках Средней Азии, в том числе в Таджикистане, людей, попадающих под категорию тунеядцев, было не очень много. Большей частью здесь боролись против спекуляции, как одного из видов паразитизма.
Одним из пострадавших был дед Умарали, 80 лет, который проживает ныне в городе Турсунзаде. Как он воспоминает, числился работником колхоза, но занимался спекуляцией. Продавал дефицитные ткани по дворам, а доставал их на складах через знакомых продавцов либо дешево покупал у приезжавших сюда афганцев, которые промышляли торговлей дефицитными товарами. Его несколько раз вызывали в милицию и предупреждали, что нельзя заниматься деятельностью, которая приносит нетрудовые доходы. Это считалось одним из видов тунеядства.
Лицам, обвинённым в тунеядстве, в милиции присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий).
Новая волна борьбы с тунеядцами прошла в 80-х при власти Юрия Андропова. Он принял меры по укреплению дисциплины на рабочих местах. Начались облавы на людей в рабочее время на рынках, в магазинах, кинотеатрах и других местах.
– Милиционеры или дружинники спрашивали у человека документы и задавали вопрос, почему он не на работе, – вспоминает один из ветеранов милиции. — Пойманных работников стыдили, подвергали товарищескому суду, проводили с ними разъяснительную работу. Однако это продолжалось недолго.
Спустя более двадцати лет после обретения независимости в некоторых странах бывшего Союза вновь стал актуален вопрос борьбы с теми лицами, которые отказываются от работы при наличии огромного количества рабочих мест.
Например, президент Беларуси А. Лукашенко в 2015 году подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому нигде не работающие лица должны будут платить определённый штраф.
В том же году в России предложили ввести «социальный платёж» для трудоспособных россиян, которые не работают, но и не стоят на учёте в центре занятости. Предложение возвратить уголовное наказания за тунеядство внесли и депутаты Госдумы.
Считается, что лица без определённого рода занятий, имея значительное количество свободного времени, более расположены к преступным деяниям.
Есть работа? Огласите весь список, пожалуйста!
Если в других странах поднимают вопрос о тунеядцах, чтобы заставить их работать, в Таджикистане дело обстоит как раз наоборот. Как заставить чиновников создавать рабочие места, чтобы народ наконец-то реализовал свое право на труд, закрепленное в статье 35 Конституции страны?
Недавно один из наших читателей посчитал статью о безработице среди молодежи Таджикистана «обвинением правительства РТ в бездействии по трудоустройству мигрантов и молодёжи». И оповестил читателей о тех мерах, которые принимаются государством в плане создания новых рабочих мест.
Например, в рамках антикризисных мер с целью обеспечения безработных граждан и вернувшихся на родину трудовых мигрантов рабочими местами была принята Государственная программа содействия занятости населения на 2016 — 2017 годы, согласно которой должно быть создано и восстановлено более 300 тыс. рабочих мест. Реализация государственных программ содействия занятости населения Таджикистана позволила за последние десять лет создать более 1 млн постоянных, временных и сезонных рабочих мест и только посредством государственных органов занятости населения обеспечить 315 тыс. человек рабочими местами.
Это, конечно, хорошо, но на практике мы видим обратное — массовое высвобождение рабочих рук – банки, «ТАЛКО», «Барки Точик» и другие крупные работодатели продолжают сокращать рабочие места и наполнять улицы республики «тунеядцами поневоле». Лишенные определённого места работы, люди сегодня вынуждены в обмен на свое здоровье выбрать вновь работу в России. Вот последняя новость — ежесуточно из аэропорта Душанбе на заработки выезжает до 300 таджикских граждан. И это несмотря на ухудшение условий трудовой миграции и кризис российской экономики. Это свидетельствует о том, что на родине нет достойной работы, и поэтому люди вынуждены ехать в поисках хлеба насущного за рубеж…
Как ударить по безработице?
Эпоха борьбы с тунеядством осталась в прошлом. Сегодняшних безработных нельзя назвать этим оскорбительным словом. Хотя все они оставались «БОРЗыми», то есть без определённого места работы, но их сущность уже другая, даже противоположная типичному советскому «дармоеду». Если тот попросту не желал работать, то нынешний БОРЗ не может найти работу при всем своем желании.
О причинах и последствиях вынужденной безработицы говорилось много. Не зря мы вспомнили дату, когда был принят пресловутый Указ ВС СССР о борьбе с тунеядцами. Правительство, создавшее миллионы рабочих мест, не могло найти рабочие руки. Поэтому и заставляло людей работать, как могло, при этом создавая условия и обеспечивая их достойной зарплатой. Четко отработанная система подготовки кадров плодотворно влияла на обеспечение населения работой, так как готовились нужные кадры согласно плану. Даже человек, вышедший из тюрьмы, брался под шефство и по направлению шел работать на предприятия страны.
Сегодня рынок труда Таджикистана, даже в это кризисное время, имеет потенциал, чтобы обеспечить работой большинство трудоспособного населения. Но проблема в том, что если в одной сфере не хватает квалифицированных специалистов, то в другой – переизбыток рабочей силы. В итоге число «тунеядцев поневоле» растет. А вышеупомянутая Программа содействия занятости населения плохо выполняется. Те предприятия, пышные церемонии открытия которых не сходят с экранов телевидения, почему-то не спешат принимать людей на работу…
Сегодня советский указ о борьбе с тунеядцами воспринимается как сказка и вызывает недоумение у нынешнего поколения — как можно было не работать, когда государство буквально умоляло людей трудиться и гарантировало хорошую зарплату? Тем не менее народу Таджикистана наряду с другими братскими республиками бывшего СССР довелось жить в это время, и старшее поколение часто его вспоминает… Asia-Plus