Узбекистан: самое разрушительное землетрясение в Центральной Азии

50 лет назад – 26 апреля 1966 года, в 5 часов 22 минуты 53 секунды в Ташкенте произошло землетрясение с силой толчков более 8 баллов по шкале Рихтера и магнитудой 5,3.

Как говорит Валентин Уломов, который в 1966 году руководил сейсмостанцией «Ташкент», землетрясение в узбекской столице было очень разрушительным по своей силе.

Ташкентское землетрясение произошло в 5 часов 23 минуты утра 26 апреля 1966 года.

– То, что очаг катаклизма находился на глубине 8 километров под землей и помогло спасти Ташкент от полного разрушения. Тем не менее, зона максимальных разрушений охватила 10 квадратных километров в центре столицы тогдашней Узбекской ССР, – говорит Валентин Уломов.

В разговоре с репортером «Озодлик» (Узбекской редакции радио «Свобода») житель Ташкента Кахрамон ака вспоминает, как в тот злополучный день проснулся от сильных толчков.

– В 1966 году мне было 25-26 лет. Все дома спали. Вдруг произошло очень сильное землетрясения, которое весь дом покрыло пылью. Одним словом, это было очень ужасное, страшное событие. В то время мастера делали лепку на то место, где вешаются лампочки и люстры. И в углы делали лепки из алебастра. В первую очередь начали разлетаться в разные стороны эти лепки, которые падали на прямо на людей, на их головы. Раньше крыши покрывали мелкой древесиной, чаще хворостом, сверху обкладывали глиняным раствором. Во вреям того землетрясения все ветки на крыше начали ломаться, вся посуда в шкафу разбилась на мелкие куски. Некоторые стены полностью обрушились, – вспоминает Кахрамон ака.

Площадь имени Ленина после землетрясения в Ташкенте.

По официальным данным того времени, подверглись разрушению более 2 миллионов квадратных метров жилой площади, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, 36 учреждений культуры, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Без крыши над головой остались 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте полутора миллионов.

Как говорит «Озодлик» директор Института сейсмологии АН Узбекистана Каххарбек Абдуллабеков, после 1966 года в стране в течение 3-х лет наблюдалось 1100 подземных толчков.

– Говорят, что умерло всего лишь четыре человека. Очаг землетрясения находился под Ташкентом. Толчки были вертикальными, все подлетало вверх. Удары пришлись сбоку. Поэтому здания не рухнули. Зданиям был нанесен урон. Рухнули стены, окна зданий во время землетрясения. Был нанесен значительный урон. Люди не остались под обломками зданий, поэтому количество жертв было небольшим. Но в течение 3-х лет после первого сильного землетрясения наблюдался, как мы называем, aftershock (повторный сейсмический толчок – ред.), то есть произошло более 1000 повторных подземных толчков, – говорит Каххарбек Абдуллабеков.

«Озодлик»: — Говорят, что после землетрясения в Ашхабаде, столице Туркменистана не помогли, хранили в тайне. Внимание Ташкенту было большим после землетрясения. Приехал Брежнев, Косыгин. Было начато хорошее строительство  города.

Абдуллабеков: — Я не согласен с таким мнение. У каждого есть свое мнение.

С помощью СССР и его союзников к 1968 году Ташкент был практически полностью заново отстроен. Узбекская столица превратилась в абсолютно новый мегаполис, его население увеличилась в 1,5 раза.

Академик Каххарбек Абдуллабеков остановился на аспекте вопроса, который не был освещен в прессе.

– Действительно, в Ташкенте было построено много зданий. Но со всего СССР приехали разные люди, 70-80 процентов которых остались жить в Ташкенте. Для местного населения было построено мало зданий.Было создано много условий, построены улицы. С одной стороны – это хорошо,  но с моральной стороны стало плохо, – говорит нашему радио Абдуллабеков.

«Озодлик»: — Каххар ака, есть данные о том, что к 1968 году население Ташкента увеличилось.

Абдуллабеков: — Действительно, это так. Но за счет чего?

«Озодлик»: — Узбеки стали больше рожать или остались люди, которые приехал в Ташкент после землетрясения?

Абдуллабеков: — Извините, но в Ташкент со всего СССР привезли безнравственных, безработных, говорили же «стовосьмые», вот таких вот людей. Все они остались в Ташкенте. Затем в столице сильно испортилась духовность. Старый Ташкент был другим. Новая столица стала совсем другой. Стало больше людей, но в основном за счет приезжих. Большинство местных переехали за пределы города. Есть и хорошая и плохая сторона.

«Озодлик»: — Более 51 процента этнического состава тогдашнего Ташкента был русскоязычным. Получается, что узбеки составляли 49 процентов.

Абдуллабеков: — Все правильно. Это продолжение моего предыдущего мнения. 80 процентов людей, привезенных со всего СССР, остались жить здесь. Они сами переехали в те здания, которые построили после землетрясения.

К мнению академика Каххарбека Абдуллабекова присоединяется житель Ташкента Кахрамон ака.

– Районы строились в основном на деньги Москвы, за счет центрального бюджета. Приехали строители с других республик. Появились отдельные микрорайоны, построенные москвичами, ленинградцами, грузинами, армянами. Тогда государственная политика была такова, что советский народ должен был быть смешанным. В национальных республиках должно было быть больше русских. Квартиры выдавались тем, кто их строил. Узбеков прогнали в сторону Бешкайрагач, массива «Октябрь», – говорит «Озодлик» житель Ташкента Кахрамон ака.

Согласно официальным данным того времени, после землетрясения 26 апреля в Ташкенте было срочно развернуто более тысячи палаток, открыты около 600 временных магазинов и предприятий общественного питания. Более 15 тысяч семей в организованном порядке и с их согласия были переселены в другие города Узбекистана и других союзных республик. Дети из Ташкента отдыхали в пионерских лагерях 94 областей СССР. К началу зимы 1966 года была выполнена первостепенная задача – более 300 тысяч людей получили кров. За короткое время, немногим более 3,5 лет, была полностью решена задача ликвидации последствий землетрясения.

В Ташкенте было построено более миллиона 200 тысяч кв.м. жилья, из которых более 1 миллиона 800 тысяч кв.м. – строителями всех без исключения союзных республик и военными. Из них Россия подарила Ташкенту 334,8 тысяч кв.м., Москва – 230 тысяч, Ленинград – 100 тысяч, Украина – 53 тысячи.

Помощь Ташкенту оказала и входившая тогда в Югославию Республика Македония.

Руководители СССР Леонид Брежнев и Алексей Косыгин, прилетевшие в Ташкент после землетрясения, вместе с руководителем Узбекского ССР Шарафом Рашидовым превратили ликвидацию последствий землетрясения в поистине общенародное дело.

Именно тогда был решен вопрос о строительстве метро в Ташкенте. Радио Озодлик

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.