Преимущества нового закона
НОВЫЙ закон Таджикистана в случае успешного претворения в жизнь намного расширит возможности фермеров и будет содействовать развитию аграрного сектора в целом. В числе позитивных изменений – у дехканина теперь больше прав, например по своему желанию ДФХ может иметь статус юридического лица. Новый закон должен уберечь хозяйства от произвола чиновников, даст больше самостоятельности в ведении хозяйственных дел, реализации своей продукции и поиске зарубежных партнеров.
В числе новшеств – фермер теперь имеет право построить подсобное помещение на своем поле.
Председатель Национальной ассоциации дехканско-фермерских хозяйств кандидат экономических наук Азизбек Шарипов считает, что закон достаточно хороший. «При принятии нового закона о ДФХ были учтены многие наши предложения, — говорит он. – Раньше мы настаивали на том, чтобы дехканские хозяйства стали полноценными участниками рыночных отношений и имели статус юридического лица».
Нынешний закон в отличие от предыдущего дает возможность дехканам образовывать фермерские хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, действующего на основе патента, и в качестве юридического лица, действующего на основе соответствующей документации.
Согласно новому закону, ДФХ как индивидуальное предпринимательство может быть создано одним человеком или группой лиц количеством до 50 человек. Для создания фермерского хозяйства с юридическими полномочиями количество учредителей не имеет значения.
Обратная сторона медали
НО пока новый закон не дошел до дехкан, в действии обратная сторона медали, как последствия старого закона. В Таджикистане фермеры массово стали переходить на патенты. Столько лет Национальная ассоциация ломает голову, как придать всем ДФХ юридический статус, фермеры же, наоборот, выбирают форму индивидуального предпринимательства. Проблемы с налогообложением вынуждают дехкан прибегать к такому методу, так как на основе патента работать легче – меньше расходов, меньше бюрократии, хотя права ограничены.
Одну из причин отказа дехкан от статуса юридического лица Азизбек Шарипов видит в неготовности руководителей ДФХ к вызовам кризисного периода, незнании ими основ экономики хозяйствования. Большинство фермеров – это бывшие работники совхозов и колхозов, водители, бухгалтеры, простые сотрудники хозуправления, хлопкоробы, чабаны. Они знают практическую сторону своего дела, а когда дело касается управления и ведения документации, экономики и юриспруденции, большая часть оказывается неподкованной.
После бесед со многими фермерами корреспондент «Азияи-Плюс» сам убедился в подобной нездоровой тенденции в фермерском сообществе.
Незнание своих прав и обязанностей приводит к тому, что дехкане часто становятся легкой добычей нехороших статистиков и налоговиков, которые за мзду принимают их отчеты. Не желая тратить время на преодоление бюрократических преград, дехкане сами несут подношения в проверяющие инстанции, чтобы они быстрее приняли их отчеты.
Другую причину эксперты видят в проблемах с администрированием налогов в этой сфере. По словам А.Шарипова, было проведено несколько встреч с представителями Налогового комитета по этому вопросу, и консультации будут продолжены. Главное, Налоговый комитет сам заинтересован в улучшении положения ДФХ и в том, чтобы компромисс был найден. «Но это не означает, что фермеры не должны будут платить налоги; напротив, мы хотим создать такие условия, чтобы они получали больше прибыли и стали самыми активными налогоплательщиками», — говорит А.Шарипов.
А вот взимание социального налога независимо от прибыли хозяйства все еще вызывает нарекания.
Кредитная история
ОТСУТСТВИЕ доступа к льготным долгосрочным и низкопроцентным кредитам – одна из главных преград на пути развития сельского производства.
Многие ДФХ не имеют ничего, кроме сертификата землю. Для чего он им? Чтобы заложить в банке, раз у них нет имущества?
Азизбек Шарипов считает массовое обращение фермеров в налоговые органы с просьбой перерегистрировать их как индивидуальных предпринимателей, не имеет перспективы и является временным явлением, бегством от ответственности.
«Наши фермеры должны иметь статус юридического лица, быть нормальными налогоплательщиками, уметь грамотно управлять своим хозяйством. Мы должны иметь доступ к фондам, банкам и кредитным организациям, чтобы получить низкопроцентные кредиты», — убежден глава ассоциации ДФХ РТ.
Он констатировал, что ситуация с кредитованием ДФХ в Таджикистане не способствует развитию сельского хозяйства.
«Сегодня в Таджикистане никто не дает кредит в сомони. Все в долларах или в его эквиваленте. Ставки процентов доходят до 30–45%, разве это нормально?» — вопрошает он.
Право на самостоятельность
НОВЫЙ закон дает большее право самостоятельности ДФХ. Например, статья 5 гласит, что дехканин самостоятельно определяет направление своей деятельности, устанавливает цену на свою продукцию, определяет ее объем — одним словом, посеет то, на что укажет рынок.
Закон строго пресекает вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность фермерских хозяйств. Прежний закон также запрещал чиновникам вмешиваться в деятельность ДФХ, но там была такая лазейка: «если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан». Жизнь доказала, что иное не предусмотрено, и в новом законе о ДФХ это дополнение убрали.
Закон предупреждает чиновников: если вследствие их вмешательства будет нанесен ущерб фермерскому хозяйству, то они будут компенсировать его согласно законодательству.
Но пока местные власти некоторых районов продолжают заставлять фермеров сеять хлопок, который не выгоден земледельцу, но сулит большие барыши компаниям-хищникам и их покровителям из числа местных чиновников. За тонну обещают 500-600 долларов, а оплату производят с большим опозданием, через два-три года.
Отдельной главой идет предоставление земельного участка дехканскому хозяйству.
Раньше не было прозрачности в вопросе специального резервного земельного фонда государства, откуда выделялась земля для образования ДФХ. Власти на местах скрывали информацию о количестве этих земель. Новый закон обязывает власти предоставлять точную информацию СМИ о землях, находящихся в специальном резервном фонде района или города. Отсутствием такой прозрачности довольно активно пользовались чиновники на местах, занимаясь незаконной продажей земли. На этом на черном рынке делались крупные деньги вопреки интересам государства и народа.
Закон повышает ответственность руководителей ДФХ за соблюдение прав членов хозяйства или наемных работников. Впредь все отношения будут оформляться согласно Трудовому кодексу на основании договора.
Член ДФХ после завершения сельскохозяйственного года имеет право даже без согласия руководства или других членов коллектива выйти из его состава и учредить свое хозяйство.
Еще одним новшеством стало разрешение построить на своем участке полевой стан для ведения хозяйственных дел – например, для хранения оборудования и инструментов. Если площадь земельного участка менее 3 га, то постройка может занять территорию в 1 сотку, до 10 га – 3 сотки, свыше 20 га — 5 соток, но без изъятия этих земель из сельскохозяйственного оборота.
Чего фермеру ждать от государства
ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержке фермеров посвящена отдельная глава. В статье 34 указаны способы оказания государственной поддержки дехканскому хозяйству:
– доступ к технике и современным сельскохозяйственным технологиям, приобретение качественных семян растений и видов племенного скота;
– внедрение мер по защите внутреннего сельскохозяйственного рынка;
– привлечение отечественных и иностранных инвестиций в сельскохозяйственное производство;
– разработка и представление рекомендаций по использованию агротехнологий и инновационных достижений;
– формирование экономических рыночных отношений и внедрение эффективного механизма финансовой поддержки;
– обеспечение информацией об объемах производства и ценах на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках и др.
На территории земель дехканского хозяйства, где не имеются инфраструктурные объекты, в том числе дороги, линии электропередачи, водоснабжение, связь, ирригационные и мелиоративные сети, их строительство осуществляется государством.
Государственная поддержка дехканского хозяйства с образованием юридического лица может осуществляться путем размещения государственного заказа на производство сельскохозяйственной продукции, а также целевыми программами, принимаемыми правительством Республики Таджикистан.
Многие проблемы нынешних ДФХ берут свое начало с первых лет реформы земли. Тогда земли крупных колхозов и совхозов были распределены между желающими создать фермерские хозяйства. А активы этих предприятий, как хозобъекты и сооружения, мини-заводы и цеха, склады, помещения, средства техники и все другое богатство, были распроданы или расхищены. Их покупали те, которые не имели никакого отношения к земле. На месте этих объектов сегодня построены частные дома, а сушить и сортировать хлопок, хранить зерно и солому негде. Ошибки на начальном этапе реформы сегодня заставляют государство практически с нуля создавать сельскую инфраструктуру.
Если бы вся инфраструктура была передана ДФХ, то сегодня они были бы более успешными, считают фермеры.
Новый закон о ДФХ, конечно, намного лучше, чем предыдущие версии. Однако в нем мало предусмотрено льгот фермерам. Например, в прежнем законе статья 35 называлась «Льготы дехканского хозяйства». В новой версии она исчезла, хотя некоторые из льгот сохранятся в других главах и статьях нового закона. Но об исчезновении отдельной статьи о льготах вряд ли кто пожалеет: на практике их все равно не было.
Теперь ждем, как будет претворён этот закон в жизнь. Для улучшения дел в аграрных хозяйствах недостаточно одного закона и предоставляемых им прав и льгот. Есть еще различные программы и стратегические документы, направленные на развитие сельской местности. От того, как они будут действовать в жизни, зависит благополучие внутреннего рынка сельхозпродукции. Asia-Plus