Мирное разрешение афганского кризиса, в котором Исламская Республика Афганистан (ИРА) пребывает уже далеко не первый год, является актуальной темой обсуждения, как в экспертных кругах, так и на межгосударственном уровне.
Ситуация в стране по-прежнему остается более чем плачевной, ведь талибы проводят очередное «весеннее наступление», что уже обусловило множество смертей не только среди правительственных сил и боевиков, но и среди мирных жителей. Тем не менее, мировое сообщество не теряет надежду на решение столь острого вопроса в рамках именно диалога. Именно поэтому актуальными остаются усилия четырехсторонней и иных групп по налаживанию контактов между официальным Кабулом и Талибаном. Но каковы реальные перспективы – вопрос очень сложный.
Несмотря на готовность некоторой части талибов сесть за стол переговоров, что безусловно можно считать за успех, реальная обстановка едва ли позволяет надеяться на разрешение всего кризиса хотя бы в среднесрочной перспективе. Неразбериха внутри Талибана, равно как и все возрастающая активность боевиков ДАИШ в Афганистане отрицательно влияют на показатели эффективности усилий мирового сообщества по урегулированию афганской проблемы.
Примечательным представляется заявление Спецпредставителя Президента России по Афганистану, директора 2-го департамента Азии МИД РФ З. Кабулова, сделанное в ходе пресс-конференции на этой неделе: «… Каким-то «чудесным образом» те талибские полевые командиры, которые отказывались сотрудничать с ИГ в Афганистане, именно их отряды попадают под авиаудары американской авиации… А те, которые сотрудничают (с ДАИШ – прим. авт.), их не трогают». То есть, МИД России имеет основания полагать, что Вашингтон снова вносит свою лепту в недопущение стабилизации.
З. Кабулов также сообщил и о том, что число боевиков афганистанского крыла ближневосточной группировки за год выросло со 100 до 10000 человек. Причем они представляют большую опасность, прежде всего, для постсоветского пространства, поскольку зачастую основным языком общения является русский. «… Их (боевиков ДАИШ – прим. авт.) однозначно готовят для Средней Азии, для России» — сказал Кабулов.
Иными словами, Спецпредставитель указал на то, что действия тех же США в основе своей направлены на недопущение хоть какого-либо позитивного взаимодействия с готовыми к диалогу талибами. Более того, упомянутые авиаудары, а вернее избирательность в их целях, являются свидетельством того, что Запад старается максимально сблизить наиболее радикальные массы Талибана с ДАИШ и уничтожить неуправляемые.
Вполне вероятно, что подобное взаимодействие талибов и других террористических группировок, находящихся в ИРА дольше, чем даишевцы, стало причиной столь стремительного роста численности последних. Ведь они декларируют более значительные «заработные платы».
Тем не менее, столь удручающий общий расклад в Афганистане не вызывает особых переживаний в том же Североатлантическом альянсе. Накануне состоялось заседание Совета Россия – НАТО в Брюсселе, на котором, в том числе, обсуждался и афганский вопрос. Генсекретарь Альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи заявил следующее: «… Афганские стражи порядка сталкиваются с неблагоприятной в плане безопасности обстановкой, но они являются боеспособными и целеустремлёнными… НАТО сохраняет приверженность их поддержке».
Постоянный представитель России при НАТО А. Грушко, в свою очередь, не столь оптимистичен в оценке развития боевого потенциала правительственных сил: «… Прекращён проект подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана, Центральной Азии и Пакистана, прекращён проект по подготовке квалифицированных кадров по обслуживание российских и советских вертолетов в Афганистане, которые составляют основу военной силы афганской авиации».
В конечном итоге формируется ряд факторов, свидетельствующих о крайне низкой вероятности позитивных изменений, по крайней мере, в ближайшее время:
• Внутренняя неразбериха в Талибане. Невозможно однозначно говорить о том, как много талибов уже сложило и возможно сложит оружие. Ведь если в одном уезде какой-либо провинции война, если так можно выразиться, прекратилась, то в соседнем она в самом разгаре.
• Неоднозначная игра Запада. В который раз декларируемые официальными лицами цели не сходятся с реальными действиями. НАТО не может «сохранять приверженность поддержке» правительственных сил ИРА тогда, когда Вашингтон не позволяет Кабулу закупить более практичные и эффективные боевые вертолеты российского производства.
• Усиление позиций ДАИШ в стране. Этот фактор говорит о том, что ИРА даже не является целью группировки. Афганистан – это скорее плацдарм для наступления в Центральную Азию и далее в Россию. Благо своевременное реагирование РФ и стран Центральной Азии может оказаться непреодолимым препятствием для деструктивных элементов, пропагандирующих экстремизм и терроризм.
Булат Мурзагалеев, berlek-nkp.com