Горно-бадахшанская автономная область
Пожалуй, самые необычные свадебные церемонии присущи таджикскому Памиру. В этих краях мусульманские обряды смешались с традициями доисламского периода, и поэтому выглядят они зачастую своеобразно. Например, перед тем, как невесту повезут в дом жениха, на нее надевают сразу несколько национальных платьев; голову новобрачной обвязывают белой тканью, словно пеленают ребенка. К слову, памирскую женщину обматывают так только три раза в жизни: когда рождается, когда выходит замуж и когда умирает. После того, как голова девушки обмотана тканью, на нее накидывают семь огромных ярких платков, повязывают надлобную повязку, а затем все платки, кроме одного, откидывают назад. Получается, что лицо невесты закрыто. В таком виде она и поедет в дом к супругу. Здесь платок с ее лица снимает близкий друг мужа. Причем делает это с помощью стрелы, натянутой на лук. Эта церемония закрепляет за другом мужа особый статус: теперь он названый отец девушки – пед. Выполняя этот обряд, свидетель говорит: «Се падар, се модар» («Три отца, три матери»), потому что считается, что у каждой памирской женщины в жизни есть три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь, пед и его супруга.
В некоторых отдаленных горных селениях Памира брак можно заключить с деревом. Так происходит, если до этого у женщины умирали мужья, и другие мужчины из-за суеверий боятся связывать с ней свою жизнь. В назначенный срок вдову отводят к дереву и совершают обряд бракосочетания. Происходит полноценная свадьба, невеста в это время сидит около нового супруга – дерева. Смысл этого ритуала в том, что после такого бракосочетания женщина больше никогда не овдовеет. Впрочем, снова выйти замуж она сможет только когда дерево засохнет. Если этого не произойдет, то женщину выдадут замуж за другое дерево, пока сельчане не добьются нужного результата.
Согдийская область
В северных районах Таджикистана перед каждой свадьбой родственницы невесты шьют огромное количество курпачей (небольших матрасов – прим. ОА). Эти курпачи затем передаются в дом жениха в качестве приданого невесты. Их складывают в комнате молодоженов: получается высокая постель, как для принцессы на горошине. Сразу после свадьбы новобрачные с гостями приезжают домой. У порога комнаты с курпачами жених бросает деньги, как бы отвлекая гостей, а сам закидывает молодую супругу на самый верх постели. Считается, что этот процесс могут увидеть только очень щедрые гости, остальные ведь бросятся за деньгами.
А вот если мужчина на севере захочет жениться, то напрямую просить родителей подыскать ему невесту (а в Таджикистане по сей день сноху подбирают именно родители жениха) он не станет. Вместо этого он положит в обувь родителям морковь. Для них это будет знак, что сын готов связать себя брачными узами.
Раштская долина
Каждая невеста в этом регионе должна захватить с собой в дом жениха целых семь сундуков, заполненных не только приданым, но и подарками для многочисленных родственниц супруга. Этого в семье жениха очень ждут. Когда приходит торжественный день, самая уважаемая тетушка жениха получает ключи от сундуков и распределяет подарки между родней. Впрочем, сейчас вместо семи сундуков невеста может привезти всего четыре – в целях экономии.
Неплохо живется и дядям невест в этом регионе. После того, как сноха начинает новую жизнь в доме супруга, ее дядя приходит в гости, и если молодая хозяйка успела проявить себя как хорошая супруга, ему подарят целого барана – в знак того, что девушку хорошо воспитали. Учитывая то, что в таджикских семьях традиционно много детей, таким образом можно набрать целое стадо. Открытая Азия онлайн