О том, как толковому человеку справиться с системой, экономическими, психологическими кризисами и непониманием вокруг, «АП» рассказал обычный инженер из Худжанда Асадулло АЛИЕВ.
АСАДУЛЛО Рахматуллаевич Алиев — инженер. В том смысле, что, даже если он не назовет своей профессии, определить его можно по счету раз. Это высокий, худощавый человек с тихим голосом, красивым таджикским языком и безупречными интеллигентными манерами.
О нем и его семье в Худжанде знают многие, потому что в последние годы отец и братья Алиевы занимаются строительством куполов. Причем важно не то, что они их строят, — Алиевы возводят их методом, которым купола создавали в Бухаре и Самарканде, т.е. без каркасной основы, металлоконструкции, опалубки — только кирпич и цемент.
Асадулло Рахматуллаевич говорит, что эта технология была давно утрачена и его отец Рахматулло Мамедович, тоже инженер-строитель, влюбленный в архитектуру Бухары, додумался до нее сам. И только спустя многие годы они нашли похожее описание этой методики в старых книгах. Сейчас купола так никто не строит.
«В 1991 году, когда произошел распад Союза, мой отец остался на улице, — рассказывает А.Алиев. – Работы не было, и нужно было придумать что-то, чтобы обеспечивать семью. Он решил, что лучше всего, если нас будет кормить земля. Взял в аренду 12 га земли, на четырех гектарах посадил виноград, а на восьми – абрикосы. Мы начинали, когда вокруг было время хаоса, но мой отец — человек очень образованный, у него ко всему научный подход, он изучил много литературы по сельскому хозяйству и постепенно поднял сад. Через пять лет наша земля стала давать богатые урожаи».
Радоваться урожаям семье Алиевых пришлось совсем недолго, скоро их угодье «отжали», вернее, как говорит сам Р.Алиев, сделали все так красиво, что они сами отдали свой сад.
«Отцу опять пришлось думать, как прокормить семью, — продолжает А.Алиев. – Неудача с садом подорвала его эмоциональное состояние, он пережил серьезный психологический кризис. Но потом к нему пришла новая задумка».
Рахматулло Мамедович – четырехкратный чемпион республики по боксу, и его новая идея была связана со спортом: он сам, своими руками, создал первый силомер в Худжанде.
«Сначала это была такая огромная махина; мы поставили ее на улице Худжанда, и все желающие могли измерить свою силу, — вспоминает Асадулло Рахматуллаевич. – Потом отец ее усовершенствовал, в итоге у него было четыре поколения силомеров, последний уже издавал звуки в зависимости от результата, был компактным и удобным».
Так, изобретенный силомер кормил семью Алиевых два года, а потом из Китая в Худжанд стали завозить заводские аппараты. Конечно, они были практичнее и привлекательнее. Доходы стали снижаться, а потом и вовсе исчезли. И главе семьи снова пришлось ломать голову над тем, как можно заработать.
«Отец был влюблен в Бухару. Его, как специалиста, восхищала инженерная мысль, на основании которой был создан этот город. Особое восхищение у него вызывали совершенные по своей красоте и архитектуре купола, которыми украшены здания Бухары. И всю жизнь он думал о той методике, по которой работали бухарские мастера, потому что к моменту, когда он защищал свою дипломную — а она была посвящена именно куполообразным строениям, — эта методика была утеряна», — рассказывает Асадулло Рахматуллаевич.
Купола на все случаи жизни
ОЗАРЕНИЕ пришло в 1999 году. Отец семейства Алиевых многие часы проводил за книгами, работал, что-то чертил, проектировал, макетировал, а потом позвал своих сыновей.
«И показал нам макет купола, который был создан без опор, лесов, опалубки и каких-либо металлоконструкций, просто кружевная кладка с использованием кирпича и цемента, — говорит А.Алиев. – Так строились купола в Бухаре и Самарканде, такие же купола возводили в Тадж-Махале и Софийском соборе».
Причем с самого начала отец разделил между тремя сыновьями работу в этом направлении: старшему объяснил тонкости строительства, среднему – проектирования, а младший стал заниматься промоушеном этой технологии.
«Чтобы мы друг без друга уже никогда не смогли работать», — объясняет А. Алиев.
Кроме возможности повторить технологии бухарских мастеров, Рахматулло Мамедовича впечатлила эта технология и тем, что на деле строительство таких куполов обходилось в три раза дешевле, чем их аналоги, возведенные с использованием металлоконструкций, времени на строительство уходило значительно меньше плюс по всем параметрам они являются довольно сейсмостойкими сооружениями.
«Один из первых куполов по такой технологии мы создали в Исфаре, его диаметр составил почти 4,5 метра, а времени на его строительство ушло не больше двух недель, — рассказывает А.Алиев. – Потом в Худжанде мы построили минарет высотой 17 метров, с красивым орнаментом, на его возведение ушло 56 дней».
Теперь в Согдийской области и в Душанбе уже 45 куполообразных строений, созданных семьей Алиевых. Как правило, они украшают мечети или ворота мусульманских кладбищ, но у Рахматулло Мамедовича есть целый список идей, как еще можно использовать его купола.
«Представляете, мы ведь можем строить не только купола, но и куполообразные дома! – говорит А.Алиев. — Как красиво они бы смотрелись! Это могут быть жилые дома, загородные дачи, рестораны или кафе. Получается выгодно по стоимости, быстро по времени, и они надежные».
Впрочем, он добавляет, что пока наш народ на такие креативные задумки не идет.
«Нами заинтересовались в России, мы списывались с заказчиком, он хотел построить куполообразные загородные дома, — говорит А.Алиев. — Но потом в России наступили сложные экономические времена, и заказ отложили».
Но семья Алиевых не отчаивается.
«Учитывая, что стоимость куполов очень доступная, в сельской местности можно строить куполообразные резервуары для воды, — говорит инженер. – Потому что наши дехкане постоянно сталкиваются с нехваткой воды в летнее время, а зимой ее не собирают — не во что, а денег на строительство резервуаров нет».
Кроме того, куполообразные строения можно использовать в качестве овощехранилищ.
«Каждый инженер-строитель, изучающий историю, вероятно, слышал о том, что когда-то в Турции была создана баня, которая нагревалась до предельной температуры от одной свечи, — рассказывает А.Алиев. – Мой отец доказал, что это не миф, только вместо свечи в нашем экспериментальном куполе мы использовали обыкновенную лампочку».
Алиевы создали двухслойный купол диаметром в один метр, поместили в него лампочку, герметично закрыли, и за 15 минут температура внутри поднялась до 63 градусов тепла.
«Конечно, это у нас получилось не с первого раза, но получилось, — рассказывает А.Алиев. — Представляете, какой удобной могла бы быть эта конструкция для хранения плодоовощной продукции, температуру в таком строении можно регулировать».
Подобных задумок с каждым днем в семье Алиевых становится все больше и больше. Асадулло Рахматуллаевич говорит, что отцу очень важно, чтобы его труд был полезен обычным людям. Это вдохновляет и на другие идеи. Азия-Плюс