В середине марта с.г. в Москве на переговорах между спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым и спецпредставителем по Афганистану МИД КНР Дэн Сицзюнем, был озвучен план создания альянса Афганистана, Пакистана и Таджикистана под эгидой Китая.
Объединение Пекина, Исламабада, Душанбе и Кабула планируется в связи со сложной обстановкой в ИРА, исходящих оттуда угроз и вызовов интересам России, Таджикистана и Китая. Ранее в Душанбе прошли переговоры начальников генштабов Китая, Таджикистана и Пакистана. Позже в Кабуле, помимо политического взаимодействия и координации действий правоохранительных структур, речь шла о формировании договорно-правовой базы между Пекином, Исламабадом, Душанбе и Кабулом по обеспечению безопасности в центрально-азиатском регионе.
Некоторые эксперты поспешили увидеть в этом позитивном движении красноречивый знак того, что Китай не видит Россию в качестве союзника в Центральной Азии, того, что РФ, якобы, утратила позиции в Центральной Азии. «Неприятную историю» и о том, почему Москва не участвует в переговорном процессе поспешили связать с «увлечением России Украиной и Ближним Востоком». Но сейчас стоит учесть, что буквально вчера Россия начала вывод войск из Сирии.
Истинную причину того, почему один из инициаторов нового союза – Россия, у которой есть «свои отношения с Кабулом», не войдёт в это «принципиально новое стратегическое партнерство», чётко объяснил З.Кабулов: «Нам незачем присоединяться. У нас свои планы в рамках ОДКБ. Тем более мы с Китаем в рамках ШОС эти темы обсуждаем». То есть, спецпредставитель российского президента чётко дал понять, что при создании «центрально-азиатского НАТО» Россия не займёт места под «китайским зонтиком», потому, что имеет свой мощный защитный тент – ОДКБ. Кроме того, новый альянс региональной безопасности не намерен использовать вооруженные силы. Речь идет лишь о контроле границ, пресечении инфильтрации террористов.
Россия, как и КНР, которая обещала 300 млн. юаней на укрепление вооруженных сил и полиции Афганистана, также помогает правительственным силам ИРИ техникой и вооружением. Кроме того, китайцы уже инвестируют в различные проекты на афганской территории, а россияне «договорились подумать над возможностью совместного участия в каких-то общих проектах на территории Афганистана». Эксперты уже увидели в этой ещё не родившейся, принципиально новой региональной конструкции пул государств (Афганистан, Таджикистан, Китай и Пакистан), который может притянуть к себе и другие страны Центральной Азии.
Аналитики обнаружили в этом альтернативную ОДКБ систему безопасности в регионе, которую выстраивает Китай без участия России. Хотя, как мы знаем, предварительные переговоры прошли в Москве с участием спецпредставителя президента РФ, который затем доходчиво обосновал отсутствие РФ в данном объединении.
За годы независимости Республика Таджикистан вступила в десятки авторитетных политических, военно-политических, экономических, других международных союзов и организаций различного формата и географической расположенности, где успешно сотрудничает.
Предложение об участии в новом альянсе на паритетных началах не исключает деятельного членства Республики Таджикистан в других военно-политических объединениях, в частности в ОДКБ. Тем более что Россия – ни в обиде, и военное взаимное сотрудничество идёт в плановом режиме. Этому свидетельствовали недавно прошедшие в РТ совместные командно-штабные учения и полевые манёвры подразделений ВС Российской Федерации и Таджикистана. Андрей Пулатов, НИАТ «Ховар»