С настойчивой периодичностью в СМИ публикуются материалы, освещающие проблему озера Сарез. Для большинства статей характерны два момента: то, что многие из них стряпаются журналистами, далёкими от научного понимания проблемы, а их лейтмотивом и целью является — посеять преждевременную панику и обвинить правительство в бездействии.
Задача подобных публикаций – не искреннее предупреждение о возможной экологической угрозе, а навязчивое создание негативного образа страны, общественного мнения о том, будто бы, не природа, а власти Таджикистана более ста лет назад искусственно создали сарезскую проблему, чтобы насолить соседям, держать их в постоянном страхе, напряжении и тонусе. Обычно именно в таком негативном ключе освещается данная тема.
Татьяна Кирсанова в статье «Сарезские перепады. Какие угрозы таит самое опасное озеро Средней Азии» (Lenta.ru, centrasia.ru), отдав должное его солидному возрасту (105 лет), великолепию, завораживающему безмолвию и красоте «голубой жемчужины», вновь пугает гипотетической катастрофой вселенского масштаба, всемирным потопом и вековым страхом перед Сарезом.
К слову сказать, жители Таджикистана, в отличие от вышеназванных авторов (Л.Попырин, А.Захватов и пр.), живущих за тысячи километров от предполагаемых событий, подсознательно помнят о существовании Сареза в непосредственной близости, но не чувствуют ежеминутного психологического давления, беспросветного пессимизма и животного страха быть погребёнными под его мутными потоками. Тем более, что правительство РТ и компетентные местные и международные организации не оставляют проблему озера Сарез без пристального внимания, наблюдения и исследования.
За все время существования озера и завала неоднократно поднимается вопрос о его безопасности, устойчивости плотины. Большинство специалистов едины во мнении, что Усойский завал устойчив, и внезапного катастрофического прорыва Сарезского озера ожидать не приходится.
При финансовой поддержке Швейцарии, фонда Ага Хана и Всемирного банка был реализован международный проект по установке системы наблюдений и раннего оповещения на Усойском завале и в долине р.Бартанг на случай каких-либо возможных катастрофических последствий, связанных с Сарезским озером. Данная система функционирует с 2007 г. под управлением департамента «Усой» Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Республики Таджикистан.
На плотине организовано круглосуточное дежурство сотрудников, обслуживающих систему наблюдений. Полученные данные через спутник поступают в КЧС. Т.Кирсанова ссылается на мнение начальника Управления эксплуатации системы «Усой» при КЧС РТ полковника Кадама Маскаева, «женатого на драконе», еженедельно мониторящего состояние Усойского завала, о том, что «беспокойство по поводу возможной катастрофы на Сарезе сохраняется и растет». Но, как говорится, на то и Сарез в Таджикистане, чтобы Маскаев не дремал.
Основной показатель состояния Усойской плотины — величина расхода воды из озера за счет ее фильтрации через верхнюю часть плотины. Отличаются зимний и летний расход воды: летний больше зимнего примерно в 2 раза, за счет большего поступления воды в озеро в результате таяния ледников. Измерения ведутся круглосуточно на специально оборудованных гидрологических постах ниже плотины (в 1 км от плотины и в кишлаке Барчадив в 18 км от плотины). Уровень воды в озере измеряется в автоматическом режиме.
Очередное сильное землетрясение магнитудой М=7,2, сопоставимое с событием 1911 г., произошло 7 декабря 2015 г. в 12:50 ч. местного времени.
По сведениям КЧС, наблюдались многочисленные камнепады с берегов озера, за счет чего уровень воды поднялся на 40-50 см и увеличился расход воды. Это свидетельствует о том, что плотина сама регулирует расход воды и в результате данного землетрясения не произошло ее дополнительного уплотнения, которое могло бы привести к уменьшению фильтрации через плотину и значительному повышению уровня воды. На сегодняшний день, происходит снижение уровня воды в Сарезском озере и, как следствие, уменьшение расхода воды из озера. Что ещё раз доказывает устойчивое состояние Усойской плотины и отсутствие опасности прорыва Сарезского озера.
По мнению большинства экспертов, результаты всех проведенных исследований в районе Сарезского озера — это смесь разнородных фактов, гипотез и предположений, по-разному интерпретируемых авторами. Рассуждения о том, что Усойская плотина может быть разрушена полностью, и гигантский паводок пройдет по долинам рек Бартанг — Пяндж — Амударья, разрушая все на своем пути вплоть до Аральского моря — это всего лишь необоснованные выводы «специалистов» и ангажированных журналистов, далеких от понимания проблемы. Проблема устойчивости Усойского завала за всю историю существования вызывала много споров и дискуссий.
Сейчас ясно одно: плотина устойчива и не может быть разрушена в один момент. Опасность существует, поскольку район сейсмически активен, но она намного ниже, чем это представлялось раньше, и как выдают за действительность заинтересованные в этом «исследователи».
По итогам нескольких Международных конференций по проблемам Сареза, ученые из России и стран Центральной Азии пришли к выводу, что Усойский завал не обнаруживает явных признаков нестабильности. Тем не менее, специалисты рекомендовали начать программу постоянного наблюдения за состоянием плотины и озера, а также установить систему оповещения населения городов и населенных пунктов, расположенных ниже озера на случай, если вероятность прорыва увеличится. Эксперты пришли к выводу, что, независимо от того, будет ли иметь место паводок такого масштаба, фактически все население на этой горной территории подвержено опасностям, связанным с землетрясениями, нестабильностью склонов, камнепадами и сезонными паводками. Это — природная данность, объективные явления, с которыми местным жителям приходится сосуществовать ежедневно.
Эксперты ООН и Всемирного Банка пришли к единодушному мнению, что нет простого чисто технического решения проблемы Сарезского озера. В связи с такими стихийными угрозами, был разработан международный Проект по снижению риска прорыва Сарезского Озера (Lake Sarez Risk Mitigation Project) с бюджетом в $3 млн., донорами которого являются Швейцарская неправительственная организация «Штуки Консалтинг Энджиниэрз ЛТД» и ФОКУС Гуманитарная Помощь.
Основные задачи проекта — разработка и установка современной системы раннего оповещения и системы мониторинга за состоянием Усойской плотины и Правобережного оползнеопасного склона. Усойская плотина оснащена современной системой раннего оповещения и системой мониторинга за ее состоянием. Предупреждён – значит вооружён! Усойский завал является естественным устойчивым образованием. Сарезское озеро будет существовать в течение достаточно долгого времени подобно другим озерам, таким как озеро Яшилькуль на Памире, озеро Искандеркуль в Центральном Таджикистане, и другие.
По мнению профессора Д.Икрами, на базе использования Сарезского озера можно осуществить строительство ГЭС на реке Бартанг. Долгосрочные систематические измерения позволят еще лучше понять ситуацию и предоставят солидную основу для дальнейшей адаптации превентивных мер, которые реализуются в настоящее время.
Сарезский проект, если он будет реализован, будет иметь статус гуманитарного, социального, поскольку основной его целью является уменьшение риска прорыва Сарезского озера и исключение возможности возникновения экологического и гуманитарного катаклизма в регионе. Энергетическая же составляющая этого проекта — эффективное использование потенциала озера. Сарезский проект может привлечь дополнительные трудовые ресурсы, поскольку будет необходимо развивать инфраструктуру в неосвоенных районах Таджикистана.
Следовательно, проблему Сареза нужно и можно обратить в свою пользу, на благо и безопасность граждан Таджикистана и его соседей.
Семен Золов, НИАТ «Ховар»