Это решение они объясняют профилактикой возможного присоединения граждан к «Исламскому государству». Однако нельзя исключить, что при выполнении этой задачи может быть нарушено право людей на свободный выезд.
На бойню – всей семьей
Проблемы вовлечения граждан Таджикистана в террористическую группу «Исламское государство» и выявления последователей и пропагандистов этой группы в стране были главными на заседании координационного совета правоохранительных органов страны, которое прошло на прошлой неделе в Генеральной прокуратуре РТ.
По итогам заседания были приняты решения, касающиеся выезда граждан страны за рубеж.
Отныне лица, которые выезжают за рубеж без официального приглашения, без определенного места работы и т.п., будут допрошены правоохранительными органами с целью выяснения цели их поездки.
Особое внимание будет уделено тем, кто будет выезжать за рубеж всей семьей, и женщинам с детьми. Они должны подтвердить цель своего выезда за пределы страны.
Выезжающих будут подробно расспрашивать о целях предстоящей поездки. Таким образом спецслужбы пытаются не допустить присоединения таджикистанцев к террористическим группам, в том числе к ИГ.
Ответственность за опрос подозрительных лиц возложена на местные джамоаты и силовые структуры.
Как сообщил «АП» пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Таджикистана Мухаммадризо Халифазода, в прошлом году в международном аэропорту Душанбе были задержаны 34 человека, которые пытались выехать из Таджикистана с целью примкнуть к террористическим организациям.
Также около 110 человек были возвращены из других стран – России, Азербайджана, Турции и стран Прибалтики.
По словам собеседника, в международных аэропортах страны, на пограничных контрольно-пропускных пунктах лица, которые вызывают хоть малейшее подозрение, подробно расспрашиваются о целях их выезда за пределы Таджикистана.
«Больше всего внимания уделяется молодым людям и женщинам с детьми, у которых при себе не оказывается денег, — говорит представитель Генпрокуратуры. — Например, недавно при въезде в Турцию была задержана гражданка Таджикистана, которая ни разу не выезжала из страны, но почему-то взяла с собой троих детей, младшему из которых было только три месяца, и без денег приехала с ними в Турцию. Потом выяснилось, что она намеревалась доехать до Сирии, где воюет ее муж. Женщина с детьми была возвращена на родину».
Халифазода отметил, что, поскольку главы джамоатов и махаллей знают всех своих жителей поименно, они обязаны интересоваться у людей, которые хотят выехать из страны, целью их поездки.
«Если они заметят, что человек, у которого тяжелое финансовое положение, вдруг решил поехать куда-либо, они должны поинтересоваться, ждет ли его кто-то и почему было принято такое решение», — добавил представитель Генпрокуратуры.
Без опознавательных знаков
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая 21 января на расширенном заседании правительства республики, заострил внимание на вопросе вступления представителей таджикской молодежи в ряды террористических группировок и сообщил, что, согласно имеющейся информации, более 1000 жителей страны присоединились к террористической группировке «Исламское государство» и принимают участие в боевых действиях в Сирии и Ираке.
По его словам, в Сирию и Ирак переехали 146 семей из Таджикистана и 21 студент высших учебных заведений страны.
Так, например, только в семье 60-летнего жителя Кубадиянского района Ш.Ширбекова в Сирию отправились восемь человек. Среди них три его сына, четверо внуков и одна невестка.
Власти республики предпринимают меры для недопущения присоединения своих граждан к «Исламскому государству», но не всегда успешно.
Как показывает практика, в Сирию отправляются люди из различных слоев общества и даже те, кто в недавнем прошлом воевал против исламистов. И это во многом затрудняет их «вычисление» со стороны силовиков.
Так, в сентябре 2015 года появилась информация о том, что к ИГИЛ присоединился 45-летний Давлат Чолов — родной брат известного в прошлом полевого командира «Народного фронта» Курбона Чолова.
В феврале 2014 года Давлат Чолов был задержан в аэропорту города Душанбе при попытке вылететь в Турцию. Он был обвинен в вербовке молодежи в террористическую организацию «Исламское государство». В декабре того же года Д.Чолов был оштрафован и освобожден. Это не помешало ему через некоторое время через Россию добраться до намеченной цели — Сирии. В январе 2016 года появилось сообщение о том, что он убит в боях против армии БашараАсада.
В конце апреля прошлого года пропал командир ОМОНа МВД Таджикистана полковник Гулмурод Халимов. Месяц спустя через социальные сети он распространил видеообращение, в котором подтвердил свое присоединение к боевикам ИГИЛ.
При этом силовики не смогли предотвратить громкое событие прошлого месяца — побег «второй жены» экс-командира ОМОНа МВД Таджикистана Гулмурода Халимова – Хумайро Мировой, которая выехала к мужу в Сирию вместе с четырьмя детьми. Молодая женщина и ее дети, в том числе грудной ребенок, покинули страну, предположительно, еще в феврале.
Хумайро Мирова занимала должность начальника пресс-центра Таможенной службы Таджикистана. Сообщается, что она имела звание капитана. В начале прошлого года женщина вышла в декретный отпуск.
Вопрос, почему все указанные люди смогли выйти из-под внимания спецслужб и вполне спокойно покинуть Таджикистан, остается открытым. Хотя в то же время лица, которые вряд ли представляли какую-либо угрозу, снимаются прямо с рейса. Так, 4 января нынешнего года рано утром с рейса Душанбе-Стамбул был снят 95-летний отец лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения Мухиддина Кабири – Тилло Кабиров.
Эксперты: Возможны необоснованные снятия с рейса и коррупция
Таджикские эксперты сомневаются в эффективности данной инициативы, при этом отмечают, что ее вполне могут использовать против неугодных лиц.
Свою точку зрения по данной инициативе властей высказал юрист Шокирджон ХАКИМОВ:
— Как известно, Таджикистан имеет международные обязательства по праву свободного передвижения граждан РТ — как внутри страны, так и за пределы республики. Разумеется, кроме тех случаев, которые предусмотрены уголовным законодательством РТ в соответствии с избранной мерой пресечения.
По словам эксперта, власти республики не вправе с любыми, даже и благими, намерениями препятствовать выезду из страны в иные государства гражданам Таджикистана, если на то у последних имеются основания. А основаниями могут быть приглашения правительственных структур, отдельных организаций, родных, туристическая поездка,служебные командировки и т.д.
По словам экспертов, сама по себе данная процедура уже имеет прецеденты в других странах.
В частности, по словам политолога Парвиза МУЛЛОДЖАНОВА, повышенное внимание к выезжающим за рубеж, прежде всего, из групп риска, проявляется в России.
— В то же время, — отмечает он, — трудно сказать, как именно и по каким критериям будут определяться эти группы риска – по одежде, по внешнему виду или по документам? У нас ежедневно выезжают из страны тысячи граждан, и для того, чтобы качественно просеять их, необходимо иметь современное оборудование и большой штат специально подготовленных пограничников и таможенников. В наших условиях сегодня это сделать будет очень трудно, поэтому существует реальная возможность необоснованного снятия граждан с рейса и их задержания, коррупции и так далее.
Эксперт утверждает, что, в принципе, задача трудновыполнимая, так как две трети выезжающих в ИГИЛ таджиков завербованы уже на территории России.
— Поэтому в Таджикистане на первый план должна выходить работа на профилактику – на заблаговременное выявление лиц, собирающихся присоединится к ИГИЛ, — отмечает П.Муллоджанов. — На таможню и к пограничникам уже должна идти готовая информация с конкретными списками граждан из групп риска. Пограничники должны работать, в первую очередь, по этим спискам, сами же выполнять задачу полиции они сегодня не в состоянии – ни по своим финансовым, ни по организационным возможностям. И главное — должен быть усилен контроль над самим процессом выявления подозрительных лиц, чтобы простые граждане и их права не пострадали при сложившейся ситуации. Азия-Плюс