Нарушителей надо задерживать
400 молодых таджикистанцев по итогам круглого стола на тему «Причины вступления молодежи в экстремистские группировки» 2 марта попросили создать спецгруппу, которая бы обучила прихожан таджикских мечетей совершать молитву согласно ханафитскому мазхабу. Об этом сообщалось на официальном сайте МВД Таджикистана.
В обращении отмечалось, что согласно статистическим данным более 99,9% населения Таджикистана составляют последователи ханафитского мазхаба и исмаилизма. Участники мероприятия отметили, что в обществе появились последователи таких террористических и экстремистских течений и организаций, как «Салафия», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиг», «Ансоруллох», ИДУ, что вызывает тревогу. В связи с этим в своем обращении представители таджикский молодежи отметили, что все религиозные мероприятия, в том числе молитва, должны совершаться с учетом требований ханафизма и исмаилизма.
Также молодежь просит провести разъяснительную работу с целью предотвращения радикализации молодежи. «Необходимо в каждой мечети создать специальную группу под руководством имам-хатибов и учить прихожан мечетей совершать молитву согласно ханафитскому мазхабу. В случае если эта группа выявит людей, которые игнорируют правила совершения молитвы согласно ханафитскому мазхабу и исмаилизму, то в сотрудничестве с правоохранительным органами они могут задержать таких прихожан либо предоставить о них информацию правоохранительным органам», — говорилось в обращении.
Также в обращении отмечалось, что люди, которые вступают в террористические организации, воюют в Сирии, Ираке, Афганистане и других странах, должны быть объявлены отступниками ханафизма.
На сайте МВД сообщалось, что в круглом столе приняли участие глава Комитета по делам религий и упорядочению традиций и обрядов Сулаймон Давлатзода, глава Совета улемов Таджикистана Саидмуккарам Абдукодирзода, преподаватель Исламского института Абдурахим Каримов, видные духовные лица Мирзо Ибронов, Махмадулло Шарифзод, Ходжи Исмоил Пирмухаммадзода.
Пусть регистрируют свои мечети
Среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба (школа шариатского права в исламе): ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. И, как отмечают эксперты в области религии, между мазхабами существуют лишь некоторые разногласия по второстепенным вопросам, но в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий.
Ранее эксперты и представители духовенства не раз отмечали, что ханафитский мазхаб — самый толерантный из всех. Но теперь выходит, что для последователей других мазхабов, которые фактически равны и не признаны в Таджикистане экстремистскими, двери мечетей закрыты.
Это фактически подтверждает представитель Комитета по делам религии Мавлон Мухторов, который поддерживает предложение молодых людей и отмечает, что в положении зарегистрированных в стране мечетей прописано, что они будут функционировать согласно ханафитскому мазхабу.
«В уставе каждой мечети зафиксировано, что она действует согласно ханафитскому мазхабу суннитского толка. Если представители других мазхабов хотят читать молитвы в мечетях, пусть представляют документы и регистрируют свои мечети. Например, исмаилиты представили документы и зарегистрировали свои джамоатхона. Но когда в положении говорится, что мечеть — ханафитского мазхаба, все обряды и молитвы должны соответствовать только этому мазхабу. Мы католиков и христиан зарегистрировали, поэтому представителям других исламских течений также необходимо просто зарегистрироваться», — отметил собеседник, добавив, что в Таджикистане официально зарегистрированы только два направления ислама – ханафия и исмаилизм.
Каждый сам ответит перед Аллахом
По словам востоковеда Зафара Мирзоёна, в Конституции Таджикистана черным по белому написано, что Таджикистан — светское государство, а в светском государстве гарантирована свобода вероисповедания. «Атеист пусть идет по своему пути, верующий – по своему пути, каждый сам вправе выбирать, какому мазхабу следовать. Но вероисповедание не должно никому навязываться. Искать врагов среди самих мусульман легко, ведь в исламе очень много течений», — говорит востоковед.
По его словам, не все прихожане могут знать досконально все правила, но с такими условиями некоторые из них будут ощущать себя белыми воронами. «Я бы вообще посоветовал не ходить прихожанам в мечеть, чтобы не чувствовать себя ущемленным», — говорит эксперт.
«Не надо идти на поводу различных экстремистских течений. Я сам мусульманин-ханафит, и что, теперь я должен косо смотреть на шиита? Таким нашим поведением воспользуются террористические организации в своих целях, ведь это порождает ненависть сторонников одного течения к сторонникам другого. Почему мы не должны уважать христиан, ведь их пророк упоминается в Коране? И вообще, в Коране нигде не говорится, что человек имеет право делать умозаключение в отношении праведности других людей. В Судный день человек сам за себя будет отвечать перед Аллахом», — отметил Мирзоён.
Необходимо укрепить устои ханафизма
Между тем политолог Абдугани Мамадазимов предлагает возродить школу Мири Араб, куда приезжали учиться улемы со всего мира.
«В Центральной Азии было два главных города – Самарканд и Бухара. В Бухаре было 100 медресе, и ключевым было медресе Мири Араб, куда получать знания приезжали со всего мира. Тогда они не только обучались ханафитскому мазхабу, это была целая школа суфизма Накшбанди», — говорит Мамадазимов.
По его словам, сейчас Исламский центр не выполняет своего главного предназначения — широкой популяризации основ ханафитского мазхаба. «Поэтому Таджикистан стал фактически импортёром не только товаров, но и экстремистских идей салафитов и ваххабитов, — считает эксперт. — Поэтому пришло время, когда необходимо серьезно изучить наследие Шелкового пути, в том числе наследие Мири Араб. Но я не говорю, что нужно отвергать другие мазхабы. Необходимо укрепить основу ханафизма так, чтобы он стал нашим фундаментом и чтобы ни одно другое течение не могло коснуться его устоев».
Стоит напомнить, что ханафитский мазхаб был объявлен в Таджикистане официальными в 2009 году, с принятием нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях». С вступлением в силу данного закона права мусульман были сильно ограничены, за что таджикские власти подверглись критике. Позже власти приняли решение об определении тематик пятничных проповедей и об аттестации имам-хатибов мечетей.
В прошлом году всем государственным служащим запретили посещать пятничные молитвы. Кроме того, более 1500 мечетей по всей стране были либо снесены, либо переданы под общественные места. Теперь дело дошло до правил самой молитвы… Азия-Плюс