В Вашингтоне коалиция Cotton Campaign вручила президенту Всемирного банка петицию с просьбой временно приостановить выдачу кредита правительству Узбекистана.
Объединяющая международных правозащитников, профсоюзы и бизнес коалиция Cotton Campaign призвала президента Всемирного банка Джима Кима приостановить выплату кредита правительству Узбекистана на развитие сельского хозяйства республики, пока официальный Ташкент не прекратит использовать принудительный труд при сборе хлопка в стране.
В петиции коалиции говорится, что в ходе мониторинга хлопкоуборочной кампании в 2015 году были выявлены факты, подтверждающие привлечение в принудительном порядке к уборке хлопка по меньшей мере одного миллиона человек. Коалиция сообщила, что у нее имеются официальные показания властей, интервью, отчеты, аудио и видео документы.
«Хлопковая промышленность сегодня в Узбекистане ущербна по своей сути. В новом докладе Cotton Campaign представлены результаты мониторинга прав человека в хлопковом секторе на протяжении 2015 года, правительственных документов, интервью и полевые отчеты, подтверждающие, что правительство в очередной раз принудило не менее одного миллиона граждан Узбекистана на сбор хлопка в пользу государственной элиты. Каждую осень в течение многих десятилетий, узбекские власти заставляют людей разных профессий, в том числе учителей и медсестер, работать на хлопковых полях под угрозой увольнения и других санкций», – отмечается в петиции коалиции.
Напомним, что ранее Всемирный банк заявил, что в случае выявления фактов принудительного труда во время уборки урожая хлопка в 2015 году, банк заблокирует помощь, выделяемую для развития сельского хозяйства Узбекистана. Сумма инвестирования составляла порядка 500 миллионов долларов США.
Однако в середине декабря прошлого года эксперты Международной организации труда (МОТ) сообщили, что систематического использования детского и принудительного труда по всему Узбекистане, в том числе – в районах, где идут проекты при поддержке Всемирного банка, обнаружено не было. После чего Всемирный банк заявил, что готов продолжить поддержку экономического развития Узбекистана.
В феврале этого года группа узбекских правозащитников обратилась в Инспекционный совет Всемирного банка с просьбой расследовать факты принудительного труда в Узбекистане. Одной из подписантов данного обращения является узбекская правозащитница Малохат Эшанкулова.
– Для нас остается загадкой то, почему международные организации становятся глухими и слепыми, когда речь идет о ситуации с правами человека в Узбекистане. Узбекистан – самая слабая в плане соблюдения прав человека страна в Центральной Азии. Здесь очень развиты такие явления, как принудительный труд, применение пыток в отношении политических заключенных и диктатура. Поэтому мы были недовольны действиями МОТ и Всемирного банка. Мы должны были в какой-то форме выразить свое недовольство, поэтому и выступили с подобным обращением, – говорит «Озодлик» (Узбекской редакции радио «Свобода») Малохат Эшанкулова.
Ранее руководство Всемирного банка сообщило, что в рамках стратегии партнерства на 2016−2020 годы банк может предоставить Узбекистану кредиты на сумму от 3,5 миллиардов до 4 миллиардов долларов США.
Это самый крупный кредит из всех, который правительство Узбекистана до сих пор получало от Всемирного банка. Напомним, что в рамках стратегии партнерства в 2012—2015 годах Всемирный банк предоставил Узбекистану 1,973 миллиарда долларов США. «Озодлик»