Пришлось обратиться к человеку, который выпал из бизнеса, но помнит все тонкости производства насвая. Он согласился продемонстрировать нам его изготовление и рассказать об ингредиентах. Впрочем, свое имя назвать также отказался.
Итак, табак для производства насвая в Таджикистан попадает из соседнего Кыргызстана. Когда-то использовали свое сырье; в Айни и Ванче были большие табачные плантации, на которых производили высококачественный табак на экспорт, а тот, что похуже, использовали для изготовления насвая. Теперь этих плантаций нет. Полученный кыргызский табак размельчают с помощью ручной каменной мельницы, добавляют в него пепел от сожженной коры деревьев (предпочтительно ивы или хвойных пород), добавляют в смесь гашёную известь. Доли ингредиентов, входящих в состав насвая, выглядят примерно так: табака — 30%, пепла — 50% и гашёной извести — 20%. Сырье для конечного продукта – это светло-зеленый порошок с характерным резким запахом дешевого табака. Оптовая стоимость одного килограмма такой смеси составляет 50 сомони, килограмм готового продукта стоит 70 сомони. Когда табачная смесь готова, ее остается только немного разбавить водой, перемешать и дать настояться. Всё, через пару часов насвай готов к употреблению; его срок годности составляет не более трех суток, после чего известь «съедает» табак, и если использовать такой насвай, то курильщик почувствует резкое жжение в слизистой полости рта. Впрочем, слизистая страдает и при употреблении свежего продукта.
Чем грозит эта гремучая смесь?
В КОНЦЕ прошлого года несколько образцов насвая, приобретенного на рынках Душанбе, были отправлены на экспертизу в Химико-аналитический центр «Арбитраж» при Всероссийском научно-исследовательском институте метрологии им. Менделеева. Мышьяк, хром, свинец, кадмий – это неполный список того, что нашли в составе насвая московские эксперты, более того, содержание всех этих веществ превышает допустимую для человеческого организма норму. Для того чтобы подробно расшифровать результаты экспертизы, мы обратились к специалистам в таджикском Минздраве, которые стали одними из инициаторов проведения исследований.
По словам специалиста санитарно-эпидемиологической службы Минздрава и соцобеспечения РТ Насибджона ИКРОМОВА, результаты этой экспертизы свидетельствуют о том, что при производстве насвая не соблюдаются никакие стандарты, в результате чего содержание вредных веществ превышает допустимую норму в 7 — 35 раз. Это приводит к тому, что курение насвая вызывает заболевания ротовой полости, онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей и пищеварительного тракта; часто наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания и неврологические патологии. Кроме того, насвай вызывает высокую зависимость.
«Зависимость от насвая очень высокая, поскольку содержание никотина в нем превышает норму в 120 раз», — говорит Н. Икромов.
Превышение допустимых норм специалисты объясняют тем, что у таджикских производителей нет никаких стандартов изготовления этой курительной смеси.
«Если в других странах региона производители следуют каким-то правилам, то у нас их совершенно нет», — говорит Н. Икромов.
О том, что в Таджикистане действительно нет правил производства насвая, говорят и данные московской экспертизы: в курительной смеси обнаружен высокий процент патогенных микробов – это подтверждает то, что производят его при полном отсутствии санитарных норм.
Не пора ли запретить?
На экспертизу насвай попадает не впервые. В 2014 году аналогичные исследования были инициированы Казахстаном. Тогда образцы насвая, купленного на рынке Караганды, были переданы в аккредитованную при ВОЗ лабораторию в Стокгольме. Результаты экспертизы вызвали большой интерес. Как и в случае с таджикским насваем, шведские специалисты обнаружили в казахстанской продукции хром, никель, кадмий, свинец и мышьяк. Содержание всех этих веществ тоже в разы превышало допустимую норму.
В апреле 2015 года продажа и производство насвая в Казахстане попали под запрет. Казахстанские СМИ сообщали о колоссальных убытках, которые потерпели из-за запрета крестьяне в Южно-Казахстанской области, где на табачных плантациях и в общем производстве насвая было задействовано порядка 100 тысяч человек.
«Запрета на продажу насвая наши таджики очень боятся, в последнее время об этом ходят слухи, поэтому они никого к себе сейчас не подпускают, — говорит бывший производитель насвая. – С одной стороны, их можно понять: это их бизнес, но с другой – насвай, действительно, производят в ужасных условиях».
По поводу полного запрета в таджикском Минздраве тоже пока не говорят.
«Сейчас специалисты Минздрава разрабатывают стандарты производства насвая, которые впоследствии будут переданы производителям», — отмечает Н.Икромов.
В недавно презентованном новом проекте закона Таджикистана «Об ограничении использования табачных изделий» отдельного разговора о насвае тоже не идет. По словам разработчиков закона, документ будет направлен на ограничение табачных изделий, в том числе и насвая.
Между тем в 2005 году таджикский Минздрав совместно с представителями ВОЗа провели опрос среди учеников сельских школ в Таджикистане и выяснили, что более 20 процентов из них употребляют насвай. Это обусловлено его невысокой стоимостью, а также доступностью. Никаких ограничений на производство или реализацию насвая в стране пока нет: для того чтобы заниматься этим видом деятельности, производителям достаточно приобрести патент.
В Швеции есть свой насвай
АНАЛОГ центральноазиатского насвая есть в Швеции. Называется он снюс и представляет собой смесь из табака, воды, соли и ароматизаторов, которую закладывают между десной и верхней губой. Традиция потребления этого продукта в стране насчитывает более 200 лет. Во многих шведских магазинах рядом с кассой стоят холодильники с круглыми баночками, похожими на те, в которых продается крем для обуви. Это как раз и есть снюс, который по правилам должен храниться в холоде. Раньше продукт выпускался только в рассыпном виде, но с 1973 года в Швеции стали производить и порционный снюс – в пакетиках. Сигареты в Швеции курят 10% мужчин, снюс употребляют 18%. Пик популярности снюса пришелся на 20-е гг. ХХ века, однако потом, вплоть до конца 1960-х годов, продажи этого продукта падали, в то время как росли продажи сигарет.
Сегодня снюс распространён в Швеции и Норвегии, а также продается в Канаде, США, ЮАР и России. Однако на территории ЕС снюс был запрещён еще до вхождения страны в еврозону, в 1992 году. Когда в 1995 году королевство присоединилось к Евросоюзу, вопрос реализации снюса оговаривался в особом порядке. Швеция его отстояла. С тех пор, согласно специальному приложению к договору о членстве в ЕС, этот товар мог продолжать продаваться на территории Швеции, но без экспорта в другие страны союза. Азия-Плюс