КУРЕНИЕ с каждым годом начинает принимать масштабы эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), употребление табака ежегодно убивает более 5 миллионов человек, и эта цифра может возрасти до 8 миллионов человек к 2030 году, если не принять неотложные меры. Многочисленные информационные кампании о вреде курения оказывались неэффективными перед силой привычки, ухищрениями табачных компаний, мощной рекламой и стимулированием. И в 2003 году эксперты ВОЗ разработали революционную во многих аспектах Рамочную конвенцию по борьбе против табака. В соответствии с международным правом Конвенция вступила в силу спустя 90 дней после присоединения к ней сорокового по счету государства – 27 февраля 2005 года. На сегодняшний день сторонами Конвенции стали 180 стран, тем самым Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака стала одним из самых широко признанных международных договоров в истории ООН.
Революционность Рамочной конвенции ВОЗ заключается в том, что она направлена на реализацию конкретных мер по снижению спроса на табачные изделия, эти меры носят неценовой и ценовой характер. К ценовым и налоговым мерам относятся установление высокой минимальной цены на табачные изделия и повышение акцизных налогов. Другие меры в Конвенции неценовые, они касаются:
— защиты от воздействия табачного дыма;
— регулирования состава табачных изделий;
— регулирования раскрытия состава табачных изделий;
— упаковки и маркировки табачных изделий;
— просвещения, передачи информации, подготовки и информирования населения;
— рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака;
— мер по сокращению спроса, касающихся табачной зависимости и прекращения употребления табака.
В каждую группу неценовых мер включен целый комплекс мероприятий, которые должны быть законодательно и практически закреплены странами, ратифицировавшими Конвенцию. К примеру, упаковка табачных изделий не должна стимулировать продажу табачных изделий, вводя в заблуждение граждан. Например, во многих странах после принятия Конвенции были запрещены к продаже сигареты с маркировкой «Легкие», «С пониженным содержанием никотина, смолы» и т.д., которые, по сути, стимулируют курильщиков переходить на данный сорт в надежде получить меньше вреда. Однако научно было доказано, что вред от «легких» и обычных сигарет одинаков, и это является просто маркетинговым ходом табачной индустрии. Кроме того, Конвенция устанавливает правила нанесения изображений и надписей о вреде табачных изделий. Дальше всех по пачкам пошла Австралия, которая приняла в 2012 году закон, согласно которому все пачки выглядят одинаково, оливкового цвета независимо от бренда, и на них нанесены только изображения последствий курения.
Другой пример мер по защите от воздействия табачного дыма: научно был доказан факт опасного воздействия табачного дыма на некурящих, поэтому стороны Конвенции должны приложить усилия для стопроцентного законодательного запрета на курение почти во всех видах помещений, без всяких «специально отведенных мест». Курить разрешается, по сути, только на улице. Курение в специально отведенных местах показало свою полную неэффективность даже при самой современной вентиляции, так как дым и вредные вещества, выделяемые при курении, все равно просачивались также и в некурящие зоны. К примеру, во время исследований в Швейцарии уровень загрязненности воздуха в свободных от курения зонах тех заведений, в которых имелись специально отведенные места для курения, был в 2,7 раза выше, чем в заведениях с полным запретом курения.
Эти и другие указанные меры должны быть закреплены законодательно в странах, ратифицировавших Рамочную конвенцию.
Куда идет Таджикистан?
В ТАДЖИКИСТАНЕ действующий Закон «Об ограничении использования табачных изделий» был принят 29 декабря 2010 года. Нормы Законы повторяют сегодня ряд ошибок, которые были во всех странах, впервые принявших такие законы.
Курение в специально отведенных местах. Статья 7 Закона предусматривает запрет курения в помещениях, за исключением специально отведенных мест. Как результат, поначалу рестораны и точки общепита пытались разделить залы для курящих и некурящих, а потом по умолчанию курить стали везде в большинстве заведений. А специально отведенными местами стала просто одна сторона одного и того же зала.
Реклама табачных изделий запрещена, но магазины по-прежнему выставляют стенды прямо над кассой с подсветкой и баннерами различных марок сигарет, что является не чем иным, как другой формой рекламы. Кроме того, широко применяются различные виды стимулирования курения. К примеру, красивые пачки различных видов ароматических сигарет с романтическими названиям «Мечта», «Поцелуй». На кого ориентированы такие сигареты? Конечно же, не на заядлых курильщиков, они рассчитаны на привлечение внимания молодежной аудитории, особенно девочек.
Насвай, этот традиционный, доступный вид табачного изделия, сегодня в стране не регулируется ничем. Если сигареты содержат требования к упаковке и маркировке о вреде, то производители насвая обошли эти требования стороной. Состав насвая не регулируется, и даже больше, толком никто не осведомлен о его составе.
В целом действующий Закон не соответствует требованиям Рамочной конвенции ВОЗ. Учитывая эти и другие факторы, Таджикистан в 2013 году ратифицировал Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком, и она вступила в силу для страны в сентябре 2013 года. Министерство здравоохранения и социальной защиты населения совместно с партнерами разработало новую редакцию Закона РТ «Об ограничении использования табачных изделий», в которой были учтены все прежние недостатки. В настоящее время законопроект проходит стадию согласования и готовится для передачи законодателям.
В свете важности этого закона для Таджикистана недавнее заявление группы парламентариев о решении принять новые меры по ограничению использования табака является верным и своевременным шагом на пути принятия новой редакции Закона. Надеемся, что новая редакция будет соответствовать требованиям Конвенции и введет действенные меры для снижения спроса на табачные изделия и обеспечит здоровое будущее для страны.
Конец истории ковбоя из рекламы
УЭЙН Макларен – американский каскадёр, модель, актёр и участник родео, один из актеров той самой рекламы – курил по полторы пачки в день. В 1990 году у него развился рак легких, и Макларен стал участником общественного движения по борьбе с курением. Он умер, не дожив до 52 лет, от рака легких, и за несколько минут до смерти сказал дочери: «Я заканчиваю свою жизнь в кислородной палатке. Я говорю вам, что курение того не стоит».
Баходур ХАБИБОВ, председатель Союза защиты прав потребителей. Азия-Плюс