В Таджикистане этнические казахи появились в советское время. Они попадали сюда разными путями: приезжали на учебу или работу, потом создавали семьи и оставались; привозили их на юг Таджикистана и как ссыльных. А вот предки старейшины селения Эсокул Джиликульского района Хатлонской области страны – Ходжамкула Нурматова пытались спасти от большевиков свои огромные стада и держали курс на Афганистан, но не дошли.
«В 20-е годы отец из Кызылординской области Казахстана шел в Афганистан. В Таджикистане его поймали большевики, всю скотину забрали в колхоз, — рассказывает Х.Нурматов. – В то время здесь как раз начинали строительство дорог, его верблюдов передали в качестве вьючного транспорта на стройки. Отец остался в Таджикистане со своими верблюдами, только уже как простой рабочий».
Отец Х. Нурматова участвовал в строительстве высокогорных дорог на востоке Таджикистана. Работал так в течение 20 лет; в это время жил в Дангаринском районе, на юге страны, но как-то узнал, что совсем недалеко — в Джиликульском районе — живут ссыльные этнические казахи.
«Он решил переехать поближе к ним, так мы здесь и оказались, — продолжает Х.Нурматов. — Здесь было много ссыльных, причем не только казахов. В районе жили представители 16 разных национальностей: немцы, чеченцы, русские, украинцы, туркмены – кого только не было. В 80-е годы все стали уезжать. Например, сейчас в нашем селе нет ни одного потомка тех казахов, которые находились здесь в ссылке. Весь наш кишлак – это потомки моего отца, все мы родственники».
Ни школы, ни воды
КОГДА отец старейшины переехал в Джиликульский район, он смог убедить власти, чтобы вместе с ним в колхоз Джиликульского района передали хотя бы пару верблюдов — уже из потомства тех, с которыми он когда-то пришел в Таджикистан.
«Для отца это было очень важно, потому что мы, казахи, очень привязаны к своим животным, — говорит Х.Нурматов. — Его просьбу выполнили, и вместе с ним в колхозе появилась пара верблюдов. Потом колхозы рухнули, и мы выкупили внуков тех верблюдов, а теперь у нас остался только один, наверное уже праправнук тех — казахских, которых отец привел сюда».
Этот верблюд остался единственными зрительным напоминанием о том, что в селении Эсокул живут казахи. Он выступает даже в качестве местного ориентира: «А где кишлак Эсокул?» — «Там, где живет верблюд».
Когда-то отец Х.Нурматова пытался поставить здесь и юрты, только жить в них оказалось невозможно. Во-первых, жара (24 февраля в Эсокуле было +27); во-вторых, в таких условиях в войлоке быстро завелись блохи. Пришлось эту идею оставить.
Лишены жители Эсокула и обучения на казахском языке.
«Наши дети учатся на узбекском языке, других школ здесь нет, последняя казахская школа закрылась еще в советское время, — говорит Х.Нурматов. — И это наша большая беда. Мы не претендуем на то, чтобы нам сейчас открыли школу с казахским языком обучения, но пусть бы открыли на таджикском языке. Иначе куда нашим детям потом податься? Они — казахи, живут в Таджикистане и учатся на узбекском языке».
Эта проблема заставила жителей Эсокула задуматься над тем, как бы перебраться в родной Казахстан. Х.Нурматов даже несколько раз ездил на свою историческую родину, был в Уральске и Кустанае, присматривался.
«Но там очень холодно, и по программе переселения оралманов выделяют совсем мало земли – всего 10 соток, а где же мне скотину разводить?» — говорит он.
В Эсокуле у огромного семейства Нурматовых такое же крупное домашнее хозяйство: сотни голов скота, большие бахчевые поля.
«Раньше мы здесь выращивали и лимоны и виноград, но уже лет двадцать в Эсокуле нет воды, — говорит старейшина. — Приходится возить воду из реки Вахш, а до нее 17 километров, но это ничего, мы привыкли: приобрели себе водовоз и раз в месяц заполняем цистерны водой. А еще, вокруг нас с прошлого года начали работать китайцы, им дали в аренду земли под хлопок, они точно скоро вернут сюда воду».
Впрочем, воду в Эсокуле теперь ждет только старшее поколение Нурматовых: молодежь все-таки пытается выехать на историческую родину. Несколько ребят отсюда сейчас учатся в Казахстане, родители советуют им остаться, обзаводиться семьями и жить там.
«Я люблю Таджикистан, это моя родина, и никогда у нас здесь не было конфликтов или чего-нибудь такого, — говорит старейшина. — Наши дома всегда для всех открыты, дома наших соседей — хоть таджиков, хоть узбеков — для нас тоже всегда открыты. Но вот школа не дает мне покоя, поэтому мы, старики, уже умрем здесь, а молодежь пусть ищет себя на своей исторической родине». Азия-Плюс