Корреспондент «АП» выехал в приграничные села Бободжон-Гафуровского района, чтобы узнать, насколько верна эта информация.
АВТОТРАССА Худжанд — Канибадам, которая является условной границей, разделяет таджикские и кыргызские приграничные поселки. По левую сторону от трассы расположен джамоат Хистеварз Бободжон-Гафуровского района с населением более 55 тысяч человек. По правую сторону тянутся населенные пункты Жаны-Жерской сельской управы Лейлекского района Баткенской области Кыргызстана. Эта зона считается относительно бесконфликтной, хотя и здесь время от времени случаются инциденты. Последний был связан с водружением кыргызских флагов над домами граждан Таджикистана в начале февраля этого года.
В администрации джамоата Хистеварз мы встретились с секретарем джамоата Тохирджоном Болтуевым. По его словам, ситуации, когда граждан Таджикистана ставят перед выбором: депортация из родных сел или принятие гражданства Кыргызстана, действительно случаются.
«В начале 2000-х годов кыргызские власти поставили перед таджиками, проживающими на спорных территориях, условие: они должны принять гражданство Кыргызстана, иначе их ждет депортация, — говорит он. — Большая часть таджиков была вынуждена принять гражданство КР. Сейчас более 800 таджикских семей, проживающих в приграничных селах Кыргызстана, имеют гражданство соседней страны».
Как объясняет Т. Болтуев, сейчас жены тех таджиков, которые приняли гражданство Кыргызстана, обращаются в джамоат с просьбой сняться с учета и получить соответствующую справку, чтобы затем принять гражданство Кыргызстана.
«Вопрос снятия с учета или постановки на учет стал для нас настоящей проблемой, — говорит Т.Болтуев. — По вопросу снятия с учета за последнее время к нам обратились около 15 человек, в основном женщины. Мы дали им соответствующие справки. Часть из них смогли оформить гражданство Кыргызстана, а часть нет».
Те, кто не смог принять гражданство соседней республики, возвращаются в джамоат Хистеварз и снова просят поставить их на учет.
«Мы обратились с этими вопросами в исполнительные органы района и области, и нам было рекомендовано временно не снимать с учета граждан Таджикистана», — объясняет Т.Болтуев.
Мунир Аминов, председатель общественной организации «Центр поддержки джамоата Хистеварз», сообщил «АП» о том, что кроме депортации кыргызская сторона угрожает гражданам Таджикистана и лишением имущества.
«Перед таджиками ставится условие: вы сможете работать на своих земельных участках только после принятия гражданства КР, — рассказывает М.Аминов. – Ситуация была стабильной в 2005–2010 годах, но в последнее время такие случаи участились».
М. Аминов приводит пример: в населенном пункте Мирзо Баходур граждане Таджикистана получили земельные паи в рамках земельной реформы и программы по реструктуризации крупных хозяйств в индивидуальные и семейные дехканские хозяйства, сейчас там создано пять таких хозяйств. Дехкане начали возделывать свои земельные участки. В начале февраля этого года представители Кыргызстана с помощью спецтехники вырыли вдоль этого участка канавы, обозначив их как территорию КР.
«Чтобы разобраться в ситуации, в Мирзо Баходур приезжали председатель области, глава района, но, несмотря на это, кыргызы запрещают работать таджикам на этих землях», — говорит он.
Его слова подтверждает и житель приграничного кыргызского села Достук.
«Нас ставят перед альтернативой: или получаем гражданство КР по упрощенному порядку — или не сможем возделывать свои земельные участки», — говорит он.
Между тем таджикский политолог и эксперт по приграничным вопросам Негматулло Мирсаидов отмечает, что власти Кыргызстана и ранее прибегали к подобному методу. «Это делается для того, чтобы в одностороннем порядке решить вопрос о статусе приграничных спорных земель, — говорит он. — С одной стороны, это выход из тупиковой ситуации, в которую загнали друг друга стороны в силу отсутствия единого подхода к решению приграничных проблем, но с другой — было бы проще и справедливее провести опрос среди населения на двусторонней основе с участием представителей паритетной комиссии о том, какое гражданство они хотят иметь».
«Никаких проблем нет»
ВПРОЧЕМ, не все согласны с мнением о том, что Кыргызстан под давлением навязывает свое гражданство. Например, житель джамоата Хистеварз пенсионер Шавкат Джабборов говорит, что его сын с семьей проживает на кыргызской территории.
«Он гражданин Таджикистана, и никто не заставляет его принимать кыргызское гражданство», — говорит он.
С ним согласен и полномочный представитель города Ош, руководитель торгово-экономического представительства Ошской области КР в Согдийской области РТ Аскарали Мирмахмедов. В интервью «АП» он сообщил, что нового порядка получения гражданства Кыргызстана нет.
«Но существует соглашение между Таджикистаном и Кыргызстаном об упрощенном порядке получения гражданства КР, — говорит он. — Если в отношении этнических кыргызов эта процедура длится 3-4 месяца, то в отношении жителей другой национальности документы рассматриваются в течение 7-8 месяцев. При этом я никогда не слышал, чтобы желающим отказали в получении гражданства Кыргызстана».
Между тем А.Мирмахмедов отмечает, что в их представительство таджики добровольно приходят с вопросами о возможности получения гражданства Кыргызстана.
«Этот интерес обусловлен тем, что Кыргызстан стал членом ЕАЭС, — объясняет он. — Но мы им объясняем, что, принимая гражданство КР, они лишаются гражданства Таджикистана, поэтому необходимо хорошо обдумать свой шаг. В целом же, отношения сейчас стали лучше, чувствуется потепление. Тем более сейчас готовится визит президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в Таджикистан».
Депутат местного Кенеша Жаны-Жерской сельской управы Кыргызстана Сарвар Турдыбаев в телефонном интервью «АП» также подтвердил, что никаких изменений в законе о гражданстве Кыргызстана нет.
«Упрощенный порядок получения гражданства Кыргызстана существует только для этнических кыргызов, желающих вернуться на историческую родину», — подчеркнул он.
Между тем из 970 километров линии границы между Таджикистаном и Кыргызстаном делимитировано 519 километров. В последние годы незавершенность процесса демаркации и делимитации границ приводила к различным конфликтам меду жителями приграничных районов двух стран. Asia-Plus