«Обходной» Узбекистан

Узбекские СМИ сообщили о завершении АО «Узбекистон темир йуллари» работ по строительству электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап.

За чуть более два года, по официальной информации узбекских властей, были осуществлены работы по строительству 123,1 километровой железной дороги, в рамках которой также был построен туннель длиною 19,1 км. Таким образом, Узбекистан больше не будет зависеть от участка пути, вынужденно соединявшего эту страну с севером Таджикистана.

Раньше узбекские железнодорожники вплотную зависели от этого участка дороги, который для транспортировки грузов и багажей по Ферганской области Узбекистана вынуждал их въезжать на территорию Таджикистана по Согдийскому направлению. Некоторые считали, что Таджикистан порой использовал этот участок пути в качестве рычага давления при возникновении проблем с ближайшим соседом. Новая дорога, как говорят наблюдатели, делает Узбекистан полностью независимым перед Таджикистаном.  Толиббой Ашуров, представитель администрации Согдийской области, отвечающий за вопросы дорог и железнодорожных сообщений, сообщил в беседе с радио Озоди 24 февраля из Худжанда, что Узбекистан в последние годы резко сократил объемы перевозок через таджикскую территорию.

По его словам, в прошлые годы объемы перевозок грузов в Ферганскую область через таджикский железнодорожный участок могли достигать «до 4 миллионов тонн в год. За счет транзита узбекских грузов доходы таджикской казны достигали 28 миллионов долларов в год. Однако в последние годы объемы перевозок резко сократились, а пассажирские поезда и вовсе прекратили движение в этом направлении». По его словам, последние годы через Согдийское направление  наблюдались движения товарняков, содержавших нефтепродукты, а конечной точкой назначения был Кыргызстан.

Ашуров сообщил, что новый железнодорожный путь Ангрен-Пап теперь имеет выход  сразу на три области страны, а именно Фергана-Маргелан, Коканд и Наманган, которые в свою очередь соединены со столицей Ташкентом. Полная независимость от таджикских дорог в вопросах движения поездов по внутренним направлениям, тем не менее, не освобождает Узбекистан от контактов с Таджикистаном в сфере транзита грузов в другое соседнее государство в регионе – Кыргызстан. Ашуров сообщил, что таджикский участок железнодорожного пути будет использоваться Узбекистаном для транспортировки в Кыргызстан нефтепродуктов и ГСМ, так как этот путь, по его словам, обходится дешевле и занимает меньше времени в пути.

В прошлом ежегодно Узбекистан выплачивал Таджикистану в качестве пошлины за транзит грузов через его территорию порядка 30 миллионов долларов в год. Эти средства, в основном, выплачивались не в виде средств, а в виде поставок природного газа, цемента и ГСМ. Несколько лет назад Узбекистан также завершил строительство новой автомобильной дороги, расположенной на 220-метровой высоте горного перевала Камчик на востоке Узбекистана, граничащего с Кыргызстаном и Таджикистаном. Дорога пролегает через Папский район, имея выход на Ферганскую область в обход Согдийской области Таджикистана.

После этого объемы грузоперевозок по железнодорожному пути через территорию Согдийской области в Наманган, Фергану и Андижан сократились втрое.  Эксперты считают, что строительство ж/д пути Ангрен-Пап означает не только то, что Таджикистан больше не может играть роль страны-транзита, но и рискует остаться в стороне от важных региональных проектов, подобных коридору Китай-Центральная Азия-Европа. В 2013 году именно по желанию Ташкента Душанбе остался в стороне от участия в крупной железнодорожной артерии Китай-Центральная Азия-Иран.

Всемирный банк подсчитал, что общая стоимость строительства объекта может составить 1 миллиард 633 тысяч долларов США, из которых 1,1 миллион доллар должна будет обеспечить узбекская сторона (АО «Узбекистон темир йуллари», Евразийский фонд развития  и правительство Узбекистана).  Стало также известно, что на строительство дороги Ангрен-Пап китайский «Эскимбанк» выделил 350 миллионов долларов кредита. Новый железнодорожный путь Ангрен-Пап начнет функционировать уже в июле 2016 года. Руководство «Узбекистон темир йуллари» надеется, что по данному участку ежегодно будет проходить порядка 600 тысяч пассажиров и 4,6 миллионов тонн грузов. Радио Озоди

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.