Маленькие жертвы трудовой миграции

Отправленная родителями на заработки в Екатеринбург 13-летняя кыргызская девочка пропала без вести 4 января.

Проживавшая в Екатеринбурге 13-летняя Айганыш Канат кызы вечером 4 января вышла в магазин за молоком и не вернулась домой. Заявление о пропаже девочки поступило в местную полицию 5 января, об этом было извещено генеральное консульство Кыргызстана в этом городе.

«В самом начале мне сказали, что девочку задержали в магазине при попытке кражи. Якобы она пыталась вместе с молоком вынести пакет кефира. По словам сотрудников Следственного комитета, Айганыш поймали охранники магазина, увели в свое помещение, отняли продукты и все деньги. Я потребовал от правоохранителей принять меры против этих охранников, потому что они не имели права устраивать самосуд. Если была попытка кражи, они должны были вызвать полицию», — рассказал «Азаттыку» генконсул Кыргызстана Толонбай Кожобаев.

По словам дипломата, после этого следы Айганыш пропали. Поиски ведут работники консульства, полиция, представители кыргызской диаспоры в Екатеринбурге, поисковый волонтерский отряд «Сокол».

Труд в России вместо школы

Айганыш приехала в Екатеринбург летом 2014 года для присмотра за грудными детьми из села Мырза-Аке Узгенского района Ошской области. Мать девочки Анара пояснила, что отправила девочку в Россию вместе со своими соседями, чтобы она «зарабатывала деньги»:

— У меня четверо детей, испытываю трудности. Она — самая старшая из детей. Муж сидит в тюрьме. Я же вынуждена каждый месяц погашать кредит, выплачивая по 5 тысяч сомов. Поэтому я отправила Айганыш в Россию вместе с соседями в июне 2014 года. Они присматривали за детьми и в течение 11 месяцев присылали по 3-5 тысяч рублей, после чего перестали. Когда я просила их прислать денег, одна отвечала, что нет средств, вторая говорила, что не с кем переслать. Теперь дочка пропала.

Генконсул Кыргызстана Толонбай Кожобаев посетовал, что отправка несовершеннолетних детей на работу в Россию стало дурной привычкой их родителей. Например, после Нового Года в Екатеринбурге была найдена 16-летняя девочка без документов, денег и крыши над головой. При помощи кыргызской диаспоры она была отправлена домой:

— Айгерим Ханласан 1999 года рождения была найдена нашими соотечественниками. Родители прислали ее работать, но девочка не смогла найти работу. Она жила где придется. В итоге наши соотечественники нашли ее и привели в консульство. Она прожила тут два дня, после чего при поддержке диаспоры мы отправили ее домой. К сожалению, таких инцидентов все больше и больше.

Конца края не видно

Отправляющие несовершеннолетних детей на заработки в Россию родители избегают ответственности. По мнению Толонбая Кожобаева, нужно обратить внимание на этот вопрос.

Точное число несовершеннолетних кыргызстанцев, выехавших на работу в Россию, не удается подсчитать. Однако официальная статистика сообщает о 80 тысячах детей, не посещающих школы из-за миграции и работы. Эти дети лишены возможности получить образование.

Специалист по защите прав детей Таалайбек Жакыпов отмечает, что наказание только родителей за отправку несовершеннолетних детей в трудовую миграцию будет не самым правильным действием:

— Это явление имеет место от безысходности и тяжелой жизни. Мы фиксируем много подобных случаев. Переселившиеся из регионов в новостройки вокруг Бишкека родители вынуждены так поступать. Недавний пример — семья с 7 детьми в новостройке «Ак-Бата». Прописки нет, денег мало, муж болеет, жена с малолетними детьми и не может их бросить. Они вынуждены отправить старших ребят вместе с родственниками или соседями на заработки в Россию.

По официальным данным, число трудовых мигрантов из Кыргызстана в России и Казахстане выросло после вступления республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Представитель Госслужбы по делам миграции при правительстве Анар Мусина считает отправку несовершеннолетних детей в трудовую миграцию крайне неразумным.

Она отметила, что отправленные ведомством на работу мигранты находятся под постоянным наблюдением службы:

— Мы отправляем на работу за рубеж только совершеннолетних граждан от 18 до 50 лет. Если кто-либо из них испытает трудности, мы обязательно поможем и окажем содействие.

Несовершеннолетние кыргызстанцы отправляются в Россию через родственников или знакомых для присмотра за их детьми, уборкой жилья, оказания помощи на стройках. На другие работы их не принимают, поэтому помогают родственникам и знакомым. Вырученные деньги переводят на родину оставшимся в селах родителям. Поэтому родители нередко отправляют своих детей «пораньше начинать работать и зарабатывать деньги». Почти все такие дети теряют шанс получить образование.

AsE

Перевод с кыргызского языка.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.